Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Мониторинг импортозамещения

оценка основных тенденций политики импортозамещения и локализационных процессов на фармрынке России, ключевые выгодоприобретатели и компании группы риска

RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2021 г.

10 сентября 2021 г.

Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-2 кв. 2021 г. достиг 94,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Это на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 г., при этом суммарная динамика по российскому фармритейлу за период не смогла выйти из отрицательной зоны, здесь фиксируем -0,5%. Да и то данный показатель обеспечивался только за счёт Rx-ассортимента, который пока не допущен к продаже он-лайн, остальные товарные группы ушли в заметный минус, на уровне -5,9%. За счёт опережающих темпов роста естественно повышается доля e-com продаж в общем объёме российского фармритейла, по итогам 1-2 кв. 2021 г. она достигла 14%*, что на 3,2% больше, чем годом ранее.

Организации, входящие в ТОР-20, по итогам анализируемого периода обеспечили выручку в размере 78,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что соответствует 83,6% от общего объёма операций в рамках e-com сегмента в России за 1-2 кв. 2021 г. Важно отметить, что доля топовых компаний продолжила сокращаться, даже несмотря на более чем серьёзную динамику большинства игроков в первой двадцатке. Пока темпы развития игроков за пределами топа выше, но подобная ситуация наблюдается только до тех пор, пока идёт активный переток клиентов из офф-лайна, дальше придётся конкурировать с крупными представителями он-лайн, там уже едва ли речь будет идти об опережающей динамике роста. Тем более, что с 1 сентября на фармрынок широким фронтом вышли маркетплейсы.

Абсолютный лидер фармацевтического e-com, безусловно, «Аптека.ру», по итогам 1-2 кв. 2021 г. организация контролировала 4,1% от общего объёма российской фармрозницы (с учётом парафармацевтического ассортимента), при этом динамика тут пока заметно хуже (11% в рублях) чем в среднем по сегменту. Зато организация за первую половину 2021 г. поставила своеобразный рекорд с точки зрения расширения количества участников, в структуру влилось почти 4,5 тыс. аптек, а это несомненно базис для серьёзного расширения объёма операций.

Серьёзное расширение количественного состава организаций ассоциативного формата стало вообще одной из примет времени, массовый приток новых партнёров переживают: «АСНА» (+2,1 тыс. участников), «ЗдравСити» (+2,4 тыс.) и др. структуры. Последняя, к слову, в рамках анализируемого периода демонстрирует один из лучших показателей рублёвой динамики, относительно 1-2 кв. 2020 г. продажи через структуру выросли на 109%. Максимальные же темпы роста за период показывает он-лайн направление сети «Ригла», организации удалось за год утроить объём операций, в итоге компания врывается на вторую строчку рейтинга. Значительной динамикой продаж из числа топовых компаний может похвастаться так же «Фармленд» (+132%).

Внушительный рост демонстрирует «СберЕаптека» (+67%), которая расположилась на третьей строчке рейтинговой таблицы, организация активно масштабирует свою деятельность в т.ч. за счёт выхода в новые регионы, так за полгода география сети увеличилась почти в три раза, по состоянию на 1 июля 2021 г. компания была представлена уже в 44 субъектах Федерации. Плюс продолжила развитие на традиционных рынках за счёт активного расширения количества точек. Почти такой же прирост продаж (66%) в он-лайне демонстрирует «Неофарм», причём здесь идёт речь не столько о расширении географии присутствия бизнеса, сколько о росте объёма операций в рамках существующих локаций.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1-2 кв. 2021 г.**

* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, так же в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики ** в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчёта данных
Поделиться: