RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-3 кв. 2022 г.
Общий рублёвый объём продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в рамках он-лайн канала фармрынка России по итогам 1-3 кв. 2022 г. составлял 213,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), это заметно больше, чем общий объём рынка по итогам всего 2021 г. Рублёвый показатель прироста продаж относительно 1-3 кв. 2021 г. исчислялся суммой 50,7% (в рублях), что несколько меньше динамики, которую данный сегмент рынка демонстрировал в 1-2 кв. 2022 г., тогда показатель прироста был зафиксирован на уровне 51,3% и заметно отличается от тех рекордов, которые ставил e-com на волне ажиотажного спроса, напомним в 1 кв. 2022 г. рост составлял 69,6%.
В общем объёме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики, доля канала электронной коммерции по итогам 1-3 кв. 2022 г. составила 16,3%, годом ранее, напомним, этот показатель лишь вплотную приближался к 13,3%. Примечательно, что общая доля компаний в составе первой двадцатки в анализируемом периоде уже достигла 13,8%. Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОР-20, исчислялась суммой 180,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что в рамках e-com канала составляет 84,6%. Причём уровень концентрации отрасли относительно результатов 1-2 кв. 2022 г. всё-таки несколько сокращается, всё больше компаний второго эшелона акцентирует внимание на развитии сферы электронной коммерции, серьёзную роль тут играют прежде всего региональные аптечные сети, которые имеют пул лояльных клиентов и могут на этой базе предложить потребителям новый сервис в виде бронирования или доставки отдельного ассортимента.
Что касается топовых компаний, то максимальные показатели динамики пока демонстрируют сеть «Апрель» (рост в 2,2 раза) и «Еаптека» (в 2 раза), интересно, что собственно причины этого успеха несколько различаются. Краснодарская сеть осуществляет программу колоссальной региональной экспансии, в 3-м квартале организация выросла на 748 точек, фактически компания каждый рабочий день открывала порядка 11 новых объектов. Разумеется, даже простое включение новых аптек в e-com направление даст колоссальный приток потребителей, тем более если сопровождать его продвижением. «Еаптека» напротив предпочитала развитие в экстенсивном формате, во всяком случае базовая офф-лайн инфраструктура компании практически не претерпела изменений. Последней, кстати, наступает «на пятки» «Ригла», с точки зрения динамики она несколько уступала названным компаниям, но в отношении рыночной доли борьба тут уже идёт буквально за сотые доли процента. Среди лидеров в отношении динамики будет уместно выделить так же e-com проект объединённой сети «Эркафарм и Мелодия Здоровья», показатель прироста здесь лишь немного уступал «Еаптеке» (98% относительно 1-3 кв. 2021 г.), при этом компания тоже наращивала офф-лайн инфраструктуру, но не слишком кардинально, с июля по сентябрь 2022 г. общее количество аптек компании выросло на 79 объектов.
Впрочем, общее развитие офф-лайн инфраструктуры далеко не всегда идёт рука об руку с состоянием e-com-проектов, тем более, что приоритизация задач по развитию в разных структурах различается. Хорошо заметно это на примере развития крупных структур ассоциативного формата. Ряд из них существенно нарастил количество партнёров, так «Аптека.ру» за 3 квартал присоединила 4 815 аптек и по состоянию на 1 октября 2022 г. объединяла 31 334 объекта. Несмотря на это динамика по e-com направлению при этом относительно 1-3 кв. 2021 г. составила всего порядка 28%. «АСНА», которая за квартал смогла вырасти только на 18 точек, показала при этом динамику в отношении блока электронной коммерции сразу на 56%. Кстати, сопоставимыми темпами роста может похвастаться ещё один ассоциативный формат – «Здравсити» (рост на 53%), при этом общее число точек в сети выросло на 1 830 объектов.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1-3 кв. 2022 г.**