В апреле суммарные расходы россиян на покупку антигистаминных лекарств в аптеках достигли абсолютного исторического максимума
15.05.2025
РозницаФармгруппа

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. расходы россиян на атигистаминные препараты[1] системного действия в розничном сегменте фармрынка составили 6,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), это на 16,7% больше, чем в аналогичный период прошлого года. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по апрель текущего года в российских аптеках было реализовано 29,3 млн упак. подобных ЛП, этот показатель на 6% выше, чем в январе-апреле 2024 г.

В наступившем году сезон аллергических заболеваний, в связи с тёплой погодой в начале весны, наступил раньше обычного — уже в марте объём продаж увеличился на 36% в руб. по сравнению с февралём. За месяц было реализовано 7,8 млн упак. противоаллергических средств на сумму 1,8 млрд руб. Весной прошлого года пик продаж анализируемых препаратов отмечался в апреле, объёмы продаж тогда фиксировались на уровне 8,3 млн упак. и 1,9 млрд руб.  В апреле текущего года россияне приобрели уже более 9 млн упак. средств против аллергии на сумму 2,3 млрд руб. Это абсолютный исторический рекорд, как в денежном, так и в натуральном выражении. По сравнению с апрелем прошлого года натуральное потребление подобных препаратов в ритейле увеличилось на 8,8%, а суммарные затраты населения выросли на 23%.

На розничном рынке по итогам первых четырёх месяцев 2025 г. насчитывалось 87 торговых марок от 88 корпораций. За год число компаний и торговых марок практически не изменилось. Большое количество производителей противоаллергических лекарств обусловлено наличием значительного количества дженериков. К примеру, в отчётный период препараты с действующим веществом цетиризин представляли на рынке 23 компании, лоратадин – 19 производителей. Наибольшую долю в группе занимают препараты с цетеризином — в анализируемый период они формировали 31% денежных и более 37% натуральных продаж. Далее по популярности следуют хлоропирамин и лоратадин — на них приходится 18% и 15% продаж в упаковках, однако денежный объём выше у препаратов с дезлоратадином (14,2% в руб.) и левоцетиризином (12,9%).

В изучаемой группе почти 34% объёма стоимостных продаж формируют три лидирующих бренда иностранных компаний. Максимальные расходы россиян приходились на Цетрин от индийской компании «Д-р Редди`с». За период покупатели потратили на приобретение данного препарата более 864 млн руб. (доля в группе 12,7%), относительно января-апреля 2024 г. бренд поднялся на одну позицию, сместив прежнего лидера вниз, при этом динамика продаж достигла +17,6% в руб. и 14% в упак. На второе место, по денежному объёму на рынке, в отчётный период спустился Супрастин («Эгис»), за год прирост в рублях составил +5,3%, в натуральном выражении продажи и вовсе скорректировались вниз на 0,2%, при этом доля рынка составляла 12,1% в руб. Тройку лидирующих торговых марок замыкает препарат Зодак от «Санофи», занимая 9,1% от стоимостного объёма рынка. За год продажи бренда фиксировалась на уровне +12% в руб. и +11% в упак.

Важно отметить, что в первой десятке торговых марок только Фенистил («ГСК») демонстрирует снижение денежных продаж относительно января-марта 2024 г. (-6%). Максимальный рост в деньгах зафиксирован у бренда Эриус от «Байер Хелскэр» (+61%), при этом натуральное потребление его увеличилось на 71%. Такой рост скорее всего связан с низкой базой в 2024 г. когда препарат проходил процедуру перерегистрации и отмечались перебои с его доступностью в аптеках.  Также по динамике можно выделить препарат Аллервэй от «Д-р Редди`с» — прирост отмечался на уровне 47% в деньгах и 23,9% в упаковках.

Таб. ТОР-10 торговых марок антигистаминных препаратов системного действия по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-апреле 2025, %, руб. Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб.
1 ЦЕТРИН Д-Р РЕДДИ`С 12,7 18
2 СУПРАСТИН ЭГИС 12,1 5
3 ЗОДАК САНОФИ 9,1 12
4 ЛОРАТАДИН ВЕРТЕКС + 13 компаний 5,9 9
5 ЭРИУС БАЙЕР ХЕЛСКЭР 5,7 61
6 ЗИРТЕК ЮСБ ФАРМА 5,4 10
7 АЛЛЕРВЭЙ Д-Р РЕДДИ`С 4,6 47
8 ЦЕТИРИЗИН ВЕРТЕКС + 14 компаний 3,4 1
9 ФЕНИСТИЛ ГСК 3,3 -6
10 СУПРАСТИНЕКС ЭГИС 3,1 6

Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

[1] R06A - антигистаминные препараты системные, по классификации EphMRA

Читайте этот материал в Telegram

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться