Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
В данном обзоре мы рассмотрели специфичные продукты, направленные на устранение симптомов похмелья и последствий употребления алкоголя, которые представлены лекарственными препаратами, БАД и косметическими средствами. На российском рынке существует масса неспецифичных препаратов, которые применяются в качестве средств для устранения симптомов употребления алкоголя, в частности энтеросорбенты или препараты мельдония, в данном обзоре они не учитывались, также как мы не рассматривали препараты, которые применяются офф-лейбл.
В течение первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке России население потратило почти 463 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС) на средства для предотвращения и облегчения различных проявлений похмельного синдрома — это на 35,8% больше показателей аналогичного периода прошлого года. По информации баз данных: «Аудит розничных продаж ЛП в России и Аудит розничных продаж БАД в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с начала года россияне приобрели свыше 1,46 млн упак. средств для предотвращения и устранения похмелья — за год продажи выросли в упаковках на 7,4%. Стоит отметить, что активный рост продаж был полностью обеспечен лекарственными препаратами — по отношению к январю-апрелю 2024 г. динамика натурального потребления лекарств данной категории выросла на 79%, при этом денежный объём увеличился на 73%, примечательно, что на ЛП приходится 51% рублёвого и только порядка 17% натурального объёма. Нелекарственный ассортимент в категории за год, напротив показал снижение натурального объёма на 0,8%, при этом рост в руб. фиксировался на уровне 11%.
Основной объём реализации средств для борьбы с похмельем, безусловно, приходится на аптеки — в отчётный период они занимали более 66% рынка в упаковках и 82% в руб. Почти 25% натуральных продаж обеспечивают супермаркеты (около 8% в руб.), онлайн-канал формирует около 9%, как в упак. так и в руб. Примечательно, что также данная категория реализуется на автомобильных заправочных станциях (АЗС) — однако, в общем объёме этот канал занимает менее 1%.
Всего по итогам первых четырёх месяцев 2025 г. в ритейле было представлено 38 торговых марок от 34 компаний, в ТОР-10 вошли два лекарственных препарата, остальные участники первой десятки представлены нелекарственной продукцией.
Абсолютный лидер с точки зрения спроса в анализируемом периоде — Алка-Зельтцер (доля 27,1% в руб.) — за четыре месяца население израсходовало на данный препарат более 125,6 млн руб. По отношению к январю-апрелю 2024 г. продажи марки выросли на 28% в руб., и на 58% в упак. На вторую позицию поднялся препарат Метадоксил, с долей 22,9%. За год продажи бренда выросли примерно в 2,8 раз как в стоимостном, так и в натуральном выражении и это абсолютный рекорд в топе. Третье место занимает продукт Антиполицай от «Амк-Экспорт», которое позиционируется, как средство, уничтожающее неприятные запахи, в том числе от алкоголя. Натуральное потребление бренда относительно января-апреля прошлого года немного снизилось (-3% в упак.), впрочем, стоимостные продажи увеличились на 8%.
Практически все участники первой десятки характеризовались двухзначными темпами роста продаж. Помимо препарата Метадоксил можно выделить продукт от компании «Миролла» — Суперум комплекс при похмелье, за год продажи бренда выросли вдвое в денежном выражении и на 73% в упаковках. За пределами топа максимальная динамика отмечается у препарата Глутаргин Алкоклин, по отношению к январю-апрелю 2024 г. совокупное потребление бренда в упаковках выросло в 14 раз, а стоимостный объём увеличился в 26 раз. Снижение продаж в анализируемый период в первой десятке фиксируется только у торговой марки Алкостоп от «Капиталпродукт» (-29% в руб.).
Таб. ТОР-10 торговых марок средств, применяющихся для предотвращения и облегчения похмельного синдрома, по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн-канал и FMCG-розницу) в январе-апреле 2025 г.
№ | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-апреле 2025, %, руб. | Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб. |
1 | АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР | БАЙЕР ХЕЛСКЭР | 27,1 | 28 |
2 | МЕТАДОКСИЛ* | МРА | 22,9 | 183 |
3 | АНТИПОЛИЦАЙ | АМК-ЭКСПОРТ | 18,6 | 8 |
4 | ДЭЙ АФТЕР | ПЕЦ ПРОДАКШН + 2 компании | 5,3 | 21 |
5 | ВИТАМИР АЛКОДЕТОКС | КВАДРАТ-С | 4,7 | 23 |
6 | СТОП ПОХМЕЛЬЕ | ПЕЦ ПРОДАКШН | 3,7 | 25 |
7 | ДАЛИМАГ | САНТЭФАРМ + 2 компании | 3,4 | 43 |
8 | КОНСУМЕД | БИОСАН | 2,1 | 73 |
9 | СУПЕРУМ | МИРРОЛЛА | 2,0 | 109 |
10 | АЛКОСТОП | КАПИТАЛПРОДУКТ | 1,4 | -29 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП и БАД в России (total sell out) |
* исключая инъекционные формы препарата
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами