Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели 10,1 млн упак. средств на основе морской воды[1], израсходовав при этом 4,9 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По отношению к аналогичному периоду 2024 г. продажи данной категории выросли на 7,2% в денежном выражении и на 1,8% в натуральных единицах. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 26,6 млн упак. таких продуктов на сумму 12,5 млрд руб. По отношению к 2023 г. продажи в упаковках увеличились на 2%, рублёвый объём при этом заметно вырос (+15,2%).
Примечательно, что средства для промывания и орошения полости носа и горла с морской водой реализуют не только в аптечном сегменте, но и в e-com канале. С каждым годом доля интернет-продаж подобных средств растёт, к примеру если в 2022 г. на онлайн приходилось всего 2% натурального потребления, то в январе-апреле 2025 г. уже более 5%.
Преимущественно спрос на анализируемую категорию достигает высоких значений в осенне-зимний период, а пик чаще всего отмечается в декабре. В минувшем году максимальные показатели были зафиксированы в сентябре— тогда было куплено почти 2,8 млн упак. на сумму 1,3 млрд руб.
В отчётный период в ритейле было представлено 34 торговых марки подобной продукции от 29 компаний. Совокупно в категории насчитывалось 155 SKU. Максимальные расходы россиян приходились на бренд Аквалор от компании «Нижфарм» (доля в руб. 44,3%). Вторую позицию в рейтинге сохраняет Аква Марис от хорватской компании «Ядран» (32,3%). Суммарно эти продукты обеспечивали 77% денежного объёма в группе. Третью строчку занимает Линаква от отечественного производителя «Гротекс», в отчётный период бренд обеспечивал 14,4% стоимостных продаж.
Продукты в составе лидирующей десятки в анализируемом периоде демонстрировали существенное повышение рублёвого объёма продаж. Максимальные показатели фиксировались для немецкого продукта Аспектон от компании «Кревель» — за год расходы на данный препарат увеличились в 23 раза, а натуральное потребление выросло в 26 раз. Колоссальный рост связан с тем, что бренд появился на российском розничном рынке относительно недавно (в начале 2023 г.). Также можно выделить торговую марку Риностоп Аква от российской «Отисифарм», по отношению к январю-апрелю динамика фиксировалась на уровне +91% в руб. и на 87% в упак.
Среди участников первой десятки зафиксировано снижение продаж в рублях у бренда Линаква от «Гротекс» (-20%). Впрочем «Гротекс» активно производит подобные средства для своих партнёров на контрактной основе, в частности выпускает ряд SKU торговых марок: Аквазивин, Носифит, Риностоп и Др. Лор. За пределами топа заметное сокращение наблюдается у Физиомера от бельгийской компании «Омега-Биттнер», за год его продажи снизились на 72% в денежном и на 80% в натуральном выражении.
Мы не включали в данный обзор устройства для промывания носа, требующие самостоятельного приготовления раствора, в частности, подобная продукция есть в линейке Аква Марис («Ядран») и Долфин от компании «Зентива». При этом данные продукты играют важную роль на рынке, в частности линейка Долфин в 2024 г. обеспечила продажи на розничном рынке на сумму 1,25 млрд. руб., относительно 2023 г. продажи выросли на 18,4%. Высокая динамика сохраняется и в текущем году (+20% к январю-апрелю 2024 г.), за первые 4 месяца текущего года продажи составили 549 млн. руб.
Таб. ТОР-10 торговых марок средств для промывания и орошения полости носа и горла на основе морской воды, по объёму денежных продаж на российском розничном рынке в январе-апреле 2025 г.
№ | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-апреле 2025, %, руб. | Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб. |
1 | АКВАЛОР | НИЖФАРМ | 44,3 | 11 |
2 | АКВА МАРИС | ЯДРАН ГАЛЕНСКИЙ | 32,4 | 17 |
3 | ЛИНАКВА | ГРОТЕКС | 14,4 | -20 |
4 | АКВАЗИВИН | ЭРКАФАРМ | 2,0 | 29 |
5 | АКВАНАЗАЛЬ | АЛТАЙВИТАМИНЫ | 1,9 | 1 |
6 | РИНОСТОП | ОТИСИФАРМ | 1,1 | 91 |
7 | КВИКС | МЕНАРИНИ | 1,0 | 12 |
8 | НОСИФИТ | АРТЕЛАР | 0,8 | 10 |
9 | КОНСУМЕД | ЭКСПЕРТ БИО | 0,5 | 19 |
10 | АКВА ЭЙРМОРЕ | САМАРАМЕДПРОМ | 0,4 | 4 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
[1] анализировались все продукты в форме аэрозолей, спреев и капель для промывания и орошения носа и горла, содержащие морскую воду и натрия хлорид, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и косметических средств
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами