Отечественная продукция безусловный лидер на розничном рынке средств для промывания и орошения полости носа и горла на основе морской воды
09.06.2025
РозницаФармгруппа

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели 10,1 млн упак. средств на основе морской воды[1], израсходовав при этом 4,9 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По отношению к аналогичному периоду 2024 г. продажи данной категории выросли на 7,2% в денежном выражении и на 1,8% в натуральных единицах. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 26,6 млн упак. таких продуктов на сумму 12,5 млрд руб. По отношению к 2023 г. продажи в упаковках увеличились на 2%, рублёвый объём при этом заметно вырос (+15,2%).

Примечательно, что средства для промывания и орошения полости носа и горла с морской водой реализуют не только в аптечном сегменте, но и в e-com канале. С каждым годом доля интернет-продаж подобных средств растёт, к примеру если в 2022 г. на онлайн приходилось всего 2% натурального потребления, то в январе-апреле 2025 г. уже более 5%.

Преимущественно спрос на анализируемую категорию достигает высоких значений в осенне-зимний период, а пик чаще всего отмечается в декабре. В минувшем году максимальные показатели были зафиксированы в сентябре— тогда было куплено почти 2,8 млн упак. на сумму 1,3 млрд руб.

В отчётный период в ритейле было представлено 34 торговых марки подобной продукции от 29 компаний. Совокупно в категории насчитывалось 155 SKU. Максимальные расходы россиян приходились на бренд Аквалор от компании «Нижфарм» (доля в руб. 44,3%). Вторую позицию в рейтинге сохраняет Аква Марис от хорватской компании «Ядран» (32,3%). Суммарно эти продукты обеспечивали 77% денежного объёма в группе. Третью строчку занимает Линаква от отечественного производителя «Гротекс», в отчётный период бренд обеспечивал 14,4% стоимостных продаж.

Продукты в составе лидирующей десятки в анализируемом периоде демонстрировали существенное повышение рублёвого объёма продаж. Максимальные показатели фиксировались для немецкого продукта Аспектон от компании «Кревель» — за год расходы на данный препарат увеличились в 23 раза, а натуральное потребление выросло в 26 раз. Колоссальный рост связан с тем, что бренд появился на российском розничном рынке относительно недавно (в начале 2023 г.). Также можно выделить торговую марку Риностоп Аква от российской «Отисифарм», по отношению к январю-апрелю динамика фиксировалась на уровне +91% в руб. и на 87% в упак.

Среди участников первой десятки зафиксировано снижение продаж в рублях у бренда Линаква от «Гротекс» (-20%). Впрочем «Гротекс» активно производит подобные средства для своих партнёров на контрактной основе, в частности выпускает ряд SKU торговых марок: Аквазивин, Носифит, Риностоп и Др. Лор. За пределами топа заметное сокращение наблюдается у Физиомера от бельгийской компании «Омега-Биттнер», за год его продажи снизились на 72% в денежном и на 80% в натуральном выражении.

Мы не включали в данный обзор устройства для промывания носа, требующие самостоятельного приготовления раствора, в частности, подобная продукция есть в линейке Аква Марис («Ядран») и Долфин от компании «Зентива». При этом данные продукты играют важную роль на рынке, в частности линейка Долфин в 2024 г. обеспечила продажи на розничном рынке на сумму 1,25 млрд. руб., относительно 2023 г. продажи выросли на 18,4%. Высокая динамика сохраняется и в текущем году (+20% к январю-апрелю 2024 г.), за первые 4 месяца текущего года продажи составили 549 млн. руб.

Таб. ТОР-10 торговых марок средств для промывания и орошения полости носа и горла на основе морской воды, по объёму денежных продаж на российском розничном рынке в январе-апреле 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-апреле 2025, %, руб. Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб.
1 АКВАЛОР НИЖФАРМ 44,3 11
2 АКВА МАРИС ЯДРАН ГАЛЕНСКИЙ 32,4 17
3 ЛИНАКВА ГРОТЕКС 14,4 -20
4 АКВАЗИВИН ЭРКАФАРМ 2,0 29
5 АКВАНАЗАЛЬ АЛТАЙВИТАМИНЫ 1,9 1
6 РИНОСТОП ОТИСИФАРМ 1,1 91
7 КВИКС МЕНАРИНИ 1,0 12
8 НОСИФИТ АРТЕЛАР 0,8 10
9 КОНСУМЕД ЭКСПЕРТ БИО 0,5 19
10 АКВА ЭЙРМОРЕ САМАРАМЕДПРОМ 0,4 4
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

 

[1] анализировались все продукты в форме аэрозолей, спреев и капель для промывания и орошения носа и горла, содержащие морскую воду и натрия хлорид, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и косметических средств

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться