В текущем году динамика продаж средств для промывания носа и горла на маркетплейсах в 5 раз опережает показатели офлайн ритейла
31.10.2025
РозницаФармгруппаE-com

По итогам 1-3 кв. 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели 22,7 млн упак. средств для промывания носа и горла на основе солевых растворов, в т.ч. морской воды[1], израсходовав при этом 10,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma относительно аналогичного периода 2024 г. продажи данной категории выросли на 10,8% в денежном выражении и на 4,3% в упаковках. В 2024 г. по отношению к 2023 г. рублёвая динамика была значительно выше (+17%), а натуральное потребление при этом росло сопоставимыми темпами, на 4,2%.

В отношении средств для промывания и орошения полости носа и горла последовательно растёт роль онлайн продаж, рублёвая динамика в e-com канале в 1-3 кв. 2025 г. превышала 46%, что в 5 раз больше показателей в традиционных точках. Суммарная денежная доля маркетплейсов в анализируемом периоде достигла 5%, годом ранее она не превышала 3,8%. При этом основной объём приходится на «Озон» и «Яндекс Маркет», которые обеспечивали суммарно порядка 61% оборота онлайн канала. А вот роль FMCG в текущем году сокращалась, сейчас доля этого канала дистрибуции в товарной категории не превышает 0,2%.

В отчётный период в ритейле свою продукцию представляли 36 компаний. Совокупно в категории насчитывалось 40 торговых марок, включающих 223 SKU. Интересно, что львиную долю всех денежных продаж в категории обеспечивает первая десятка продуктов, которая формировала 95,7% продаж. Максимальные расходы жителей нашей страны приходились на бренд Аквалор от компании «Нижфарм» (доля в руб. 37,7%). Вторую позицию в рейтинге сохраняет Аква Марис от хорватской компании «Ядран» (28,2%). Третью строчку занимает Линаква от отечественного производителя «Гротекс», в отчётный период бренд обеспечивал 11,7% стоимостных продаж. Стабильный рост демонстрирует устройство и средство для промывания носа Долфин от компании «Зентива», занимающее четвёртое место — по сравнению с 1-3 кв. 2024 года, продажи линейки увеличились на 19% в денежном и на 4% в натуральном выражении.

Максимальные показатели прироста в числе топовых продуктов зафиксированы у продукта Ранкоф от компании «Профит Фарм» — за год расходы на данный бренд увеличились почти втрое, а натуральное потребление выросло в 2,3 раза. Также можно выделить торговые марки Носифит («Артелар») и Аквароса («КС Трейд»), по отношению к январю-сентябрю 2024 г. их стоимостные продажи выросли в 2,7 и 2 раза, соответственно.

Второй год подряд в ритейле фиксируется падение спроса на бренд Линаква, компании «Гротекс», за год сокращение продаж отмечалось на уровне -26% в руб. и -35% в упак., причём снижение продаж коснулось всего ассортимента линейки бренда, а это порядка 16 SKU. Вероятнее всего это связано с контрактным производством ряда SKU в рамках торговых марок Аквазивин, Носифит, и др., которое обеспечивает компания. Также в рамках ТОР-10 сокращение продаж показал Акваназаль от «Алтайвитамины», на уровне -12% в руб. и -24% в упак. За пределами топа наиболее существенное увеличение реализации показал назальный спрей Аспектон, компании «Кревель» — рост продаж в 12 раз в руб. и в 16 раз в упак.

Таб. ТОР-10 торговых марок средств для промывания и орошения полости носа и горла на основе солевых растворов, в т.ч. морской воды, по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая маркетплейсы и FMCG-канал) в 1-3 кв. 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в 1-3 кв. 2025, %, руб. Динамика к 1-3 кв. 2024, %, руб.
1 АКВАЛОР НИЖФАРМ 37,7 14
2 АКВА МАРИС ЯДРАН ГАЛЕНСКИЙ 28,2 13
3 ЛИНАКВА ГРОТЕКС 11,7 -26
4 ДОЛФИН ЗЕНТИВА 9,3 19
5 НОСИФИТ АРТЕЛАР 2,3 167
6 АКВАРОСА КС ТРЕЙД 1,5 103
7 АКВАЗИВИН ЭРКАФАРМ 1,5 13
8 АКВАНАЗАЛЬ АЛТАЙВИТАМИНЫ 1,4 -12
9 РАНКОФ ПРОФИТ ФАРМ 1,2 188
10 КВИКС МЕНАРИНИ 0,8 10
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

[1] анализировались все продукты в форме аэрозолей, спреев, капель, лиофилизата и порошка для приготовления раствора, содержащие морскую воду и натрия хлорид, а также специализированные устройства, предназначенные для промывания и орошения носа и горла, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и косметических средств

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы