Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам 1-3 кв. 2025 г. на российском розничном рынке фиксировались продажи почти 6 тыс. торговых марок лекарственных препаратов, которые представляли 803 корпорации. Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma объём рынка ЛП за первые девять месяцев текущего года достиг 1,36 трлн руб., рублёвая динамика относительно 1-3 кв. 2024 г. зафиксирована на уровне 15,7%.
При этом порядка 72% денежного объёма в фармритейле обеспечивали ТОР-50 корпораций. В анализируемом периоде большую часть из них можно условно отнести к умеренно зависимым от своих ключевых препаратов — доля лидирующего бренда, не превышала 30% от рублёвого объёма продаж в рамках портфеля компании. Тем не менее на рынке немало примеров продуктов, которые обеспечивали более половины, а для некоторых компаний и всю лекарственную выручку корпорации. Из числа первых 50 производителей, полностью сконцентрированным на одном лекарственном препарате в фармритейле можно назвать «Фармасофт» с брендом Мексидол, именно эта компания заняла первую строчку нашего условного рейтинга. Производитель зарегистрировал в России свой продукт в 2007 г., с тех пор на рынке было представлено множество аналогов данного препарата, несмотря на это Мексидол до сих пор занимает более 88% денежных продаж среди брендов с данным действующим веществом. Отметим, что в ассортименте «Фармасофт» присутствует также линейка средств по уходу за зубами и полостью рта и даже ветеринарная версия Мексидол-Вет. Второе место уверенно удерживает «Пфайзер», со своим главным продуктом Эликвис, бренд формирует почти 78% всех продаж компании на розничном рынке, и эта доля практически не меняется уже несколько лет. Третью позицию рейтинга занимает «Ядран» (торговая марка Акнекутан). В отчётный период марка обеспечивала 69,5% всего объёма продаж компании в руб., стоит отметить, что доля бренда в лекарственном портфеле компании за год возросла более чем на 13 процентных пункта (п.п.), но важно понимать, что компания располагает обширным портфелем нелекарственной продукции, в т.ч. входит в число абсолютных лидеров таких категорий, как: средства для промывания носа и горла на основе морской воды и продуктов для снятия симптомов «сухого глаза».
Максимальный рост доли топового продукта в десятке компаний показала отечественная «Герофарм» с препаратом Семавик. По отношению к девяти месяцам прошлого года доля бренда в общей выручке производителя увеличилась до 67,2% (+22,4 п.п.).
Всего у трёх препаратов в ТОР-10 за год доля в портфеле компаний снизилась. К таким можно причислить Урсосан (компания «Про.Мед.Цс»), Нурофен («Рекитт Бенкизер») и Конкор («Мерк») — в среднем доля их уменьшилась на 1 п.п., при этом рублёвые продажи указанных брендов уверенно растут.
Среди компаний, входящих в ТОР-50 важно выделить «Байер» с торговой маркой Ксарелто. Год назад этот бренд формировал более 28% продаж корпорации в рознице, однако после выхода дженериков его доля начала стремительно падать и за год в общей розничной выручке компании снизилась до 22,1%— сейчас это наиболее заметное снижение среди топовых компаний.
Таб. ТОР-10 корпораций* с наиболее выраженной зависимостью от ключевой торговой марки ЛП в розничном сегмента фармрынка РФ в 1-3 кв. 2025 г.
| Рейтинг по доле ключевой ТМ в портфеле компании | Рейтинг в общем объёме продаж на розничном рынке РФ | Корпорация | Торговая марка – лидер по продажам | Доля в портфеле компании в 1-3 кв 2024 г., %, руб. | Доля в портфеле компании в 1-3 кв 2025 г., %, руб. |
| 1 | 47 | ФАРМАСОФТ | МЕКСИДОЛ | 100,0 | 100,0 |
| 2 | 25 | ПФАЙЗЕР | ЭЛИКВИС | 77,7 | 77,9 |
| 3 | 50 | ЯДРАН | АКНЕКУТАН | 56,3 | 69,4 |
| 4 | 23 | ГЕРОФАРМ | СЕМАВИК | 44,8 | 67,2 |
| 5 | 37 | ПРО.МЕД.ЦС | УРСОСАН | 64,8 | 63,9 |
| 6 | 28 | РЕКИТТ БЕНКИЗЕР | НУРОФЕН | 62,6 | 62,1 |
| 7 | 38 | МЕРК | КОНКОР | 53,7 | 52,4 |
| 8 | 30 | БИОНОРИКА | КАНЕФРОН | 42,0 | 43,8 |
| 9 | 35 | РОМФАРМ | АЛФЛУТОП | 38,5 | 39,5 |
| 10 | 48 | ЗАМБОН | МОНУРАЛ | 35,9 | 37,5 |
| Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) | |||||
* среди ТОР-50 корпораций по стоимостному объёму продаж в розничном сегменте фармрынка России
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами