Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. расходы россиян на препараты с антисептическим и дезинфицирующим действием[1] (без учёта препаратов спирта этилового) в розничном сегменте российского фармрынка превысили 6,1 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), это на 9,2% больше, чем в аналогичный период прошлого года. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, за период в российских аптеках было реализовано 64,3 млн упак. подобных ЛП, при этом натуральное потребление антисептиков стагнировало (-0,1%). Рост в деньгах отчасти связан с инфляционной составляющей, по отношению к январю-апрелю 2024 г. цены на препараты данной группы выросли в среднем на 10%.
За весь 2024 г. в рознице было приобретено 204,5 млн упак. антисептиков на сумму 17,9 млрд руб. По отношению к предыдущему году натуральная динамика тоже очень скромная (+0,7%), при заметном росте продаж в рублях (+10,7%). В 2023 г. продажи антисептиков и дезинфицирующих средств по сравнению с 2022 г. снизились на 1,2% в стоимостном и на 4,2% в натуральном выражении.
Традиционно спрос на антисептики достигает пика в летнее время, также отмечаются всплески популярности таких препаратов в сентябре и декабре. В минувшем году максимальный объём продаж был зафиксирован в июле — тогда было куплено более 19,7 млн упак. таких средств на сумму 1,6 млрд руб.
На розничном рынке, по итогам первых четырёх месяцев 2025 г. было представлено около 250 SKU в основе которых порядка 30 МНН. Наиболее популярными среди них в анализируемый период были препараты хлоргексидина и перекиси водорода — они занимали более 55% всех натуральных продаж на рынке. Но при этом максимальные расходы россиян приходились на средства с МНН бензилдиметил-миристоиламино-пропиламмоний, на долю этого МНН приходится более 34% денежного объёма, а ключевым препаратом здесь выступает Мирамистин (от корпорации «Инфамед»). Помимо этого бренда в рознице также присутствует 6 торговых марок от других производителей.
Однако за год объём продаж абсолютного лидера (Мирамистина) практически на изменился +1,7% в руб. и +0,02% в упак. Второе место занимает торговая марка Фурацилин — препарат производят более 20 компаний, среди которых значительная денежная масса приходится на Фурациллин от компании «Авексима». В целом бренд демонстрирует прирост в руб. на уровне +13,4%, при снижении натурального потребления на 4,3%. На третью позицию, с пятого места поднялся бренд Хлоргексидин, выпуском этого препарата в анализируемый период занимались также 20 производителей. При этом у Хлоргексидина, у одного из немногих продуктов в первой десятке, наблюдается рост продаж как в стоимостном (+34,6%) так и в натуральном выражении (+9,3%).
Максимальный рост в деньгах среди первой десятки торговых марок зафиксирован у бренда Теймурова паста, производства четырёх различных производителей, в целом бренд показал динамику +41% в руб., но натуральное потребление его сократилось за период на 4,5%.
Таб. ТОР-10 торговых марок антисептических и дезинфицирующих препаратов (группа D08A – по классификатору EphMRA без учёта препаратов спирта этилового), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.
№ | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-апреле 2025, %, руб. | Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб. |
1 | МИРАМИСТИН | ИНФАМЕД | 32,8 | 2 |
2 | ФУРАЦИЛИН | АВЕКСИМА + 20 компаний | 13,2 | 13 |
3 | ХЛОРГЕКСИДИН | РОСБИО + 19 компаний | 9,0 | 35 |
4 | ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА | ЮЖФАРМ + 17 компаний | 8,6 | 11 |
5 | ЙОД | ФЛОРА КАВКАЗА + 14 компаний | 7,9 | 8 |
6 | БЕТАДИН | СЕРВЬЕ ГРУППА | 5,5 | 18 |
7 | ХЛОРОФИЛЛИПТ | ВИФИТЕХ | 4,8 | 6 |
8 | БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ | ОБНОВЛЕНИЕ + 12 компаний | 3,0 | 29 |
9 | КЛЕЙ БФ-6 | ВЕРТЕКС + 3 компании | 2,1 | 5 |
10 | ТЕЙМУРОВА ПАСТА | ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВА + 4 компании | 2,0 | 41 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
[1] D08A - антисептики и дезинфицирующие препараты, без учёта препаратов спирта этилового
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами