Доля нелекарственной продукции в выручке аптек достигла минимальных за последние три года значений
24.02.2025
РозницаРейтинги

Минувший год с точки зрения количественных характеристик для российской фармацевтической розницы был очень удачным, суммарная выручка российских аптек по итогам 2024 г. составила 2,086 трлн руб. (в розничных ценах, включая НДС), а динамика в годовом исчислении достигла 15,2%. В основном прирост обеспечивался ростом спроса на лек. ассортимент, в 2024 г. аптеки реализовали готовых ЛП на общую сумму 1,644 трлн руб., это на 16% больше, чем в 2023 г.

Продажи парафармацевтики выросли на 12,2% (до 0,442 трлн руб.), но именно в отношении этой группы аптечных товаров последние два год назревает самый настоящий кризис, связанный с оттоком потребителей в e-com – общая доля парафармацевтики в выручке аптек в 2024 г. составляла всего 21,2%, это на 2 процентных пункта (п.п.) ниже, чем в 2022 г. Учитывая роль парафармацевтики в структуре рентабельности аптечных учреждений, любые потери здесь могут быть крайне чувствительны, более того, некоторые последствия уже ощущаются, в частности, в 2024 г. существенно замедлилась динамика открытия новых аптек и активизировались консолидационные процессы.

Онлайн канал российской фармрозницы в 2024 г. демонстрировал динамику на уровне примерно вдвое выше средней по рынку, но конкурировать за парафармацевтику с крупными маркетплейсами с каждым днём становится труднее, сказываются особенности ценообразования и ассортиментной политики крупных маркетплейсов, а также фактическая невозможность реализовать на фармрынке полноценный уровень сервиса покупки с доставкой до потребителя.

И это ещё только полбеды, некоторые интересанты периодически пытаются «шатать» и существующую монополию аптек на продажу лек. препаратов. Очередная такая попытка была сделана в контексте предоставления нефинансовых мер поддержки для «Почты России», этот игрок уже не первый раз проявляет интерес к аптечному ассортименту, в 2019 г. компания даже открывала несколько аптечных учреждений, но эксперимент оказался неудачным – необходимость соблюдения лицензионных требований стала непреодолимым препятствием на пути к финансовой эффективности. Спустя 5 лет подход было решено поменять, на этот раз не обременяя почтовые отделения необходимостью получения лицензии, правда и ограничиться некоторым усечённым ассортиментом продукции. Здесь у участников фармрынка должно возникнуть ощущение дежавю, в далёком 2014 г. велась обширная дискуссия о необходимости разрешить продажу ЛП в супермаркетах, в т.ч. был подготовлен соответствующий перечень препаратов.

Впрочем, у этого подхода есть конкурирующая идея, а именно проект документа, разрешающего работу передвижных аптечных пунктов. Идею поддерживают некоторые региональные аптечные сети, более того весной 2024 г. в трёх регионах России даже проводился соответствующий пилотный проект, но явного развития инициатива с тех пор не получила. Мы, конечно, не питаем иллюзий относительно возможностей фактической реализации перечисленных проектов, но общий вектор регуляторной логики на наш взгляд уходит в сторону от единственно правильного пути – формирования полноценных возможностей онлайн продажи ЛП, что не только позволило бы фармбизнесу противостоять наступлению маркетплейсов, но и обеспечило социальную потребность в сервисе доставки ЛП.

Аптечная сеть Расположение центрального офиса Количество точек на 01.01.2025 Доля на рынке, %, руб.
ЛП не ЛП Рынок в целом, без ЛЛО
Классические аптечные сети
Федеральные сети
1 Апрель1 Краснодар 8 620 9,0 9,1 9,0
2 Ригла (включая Живика) Москва 5 518 8,9 8,8 8,9
3 Имплозия1 Самара 6 807 5,9 5,7 5,8
4 ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья Новосибирск 2 362 4,9 2,9 4,4
5 ИРИС Москва 2 737 4,0 3,6 3,9
6 Вита Самара 3 018 3,7 3,0 3,6
7 Магнит1 Краснодар 1 084 1,5 1,7 1,5
8 Максавит (Включая 36,7С) Н. Новгород 1 119 1,4 1,1 1,3
9 Фармаимпекс1 Ижевск 841 1,1 1,8 1,3
10 Алоэ С.-Петербург 616 0,8 1,1 0,9
Мультирегиональные сети
1 Планета Здоровья1 Пермь 2 788 4,8 3,5 4,5
2 Неофарм1 Москва 1 579 4,6 3,0 4,2
3 Аптечная сеть 36,6 Москва 2 554 4,5 4,2 4,4
4 Фармленд Уфа 2 464 3,7 3,4 3,7
5 Социальная Аптека Ростов-на-Дону 694 1,2 1,3 1,2
6 Здоров.ру Москва 107 1,1 1,1 1,1
7 Аптека Невис С.-Петербург 697 0,9 0,9 0,9
8 Здоровье Усть-Лабинск 290 0,8 0,5 0,8
9 Семейная Аптека1 Благовещенск 365 0,8 0,9 0,8
10 Антей1 Вологда 801 0,8 1,0 0,8
Локальные сети
1 Губернские Аптеки Красноярск 370 0,8 0,8 0,8
2 Петербургские Аптеки1 С.-Петербург 88 0,5 0,5 0,5
3 Аптека Диалог Москва 93 0,3 0,5 0,4
4 ОАС Челябинск Челябинск 263 0,3 0,2 0,3
5 Донская Аптека1 Ростов-на-Дону 143 0,3 0,4 0,3
6 О'Вита1 Владивосток 113 0,2 0,3 0,3
7 Волгофарм Волгоград 162 0,2 0,3 0,3
8 Виста Симферополь 47 0,2 0,3 0,2
9 Нижегородская Областная Фармация Н. Новгород 242 0,2 0,2 0,2
10 Аптека25.рф Владивосток 48 0,2 0,1 0,2
Аптечные ассоциации2
1 Проаптека Москва 14 470 17,3 6,6 14,7
2 АСНА Москва 18 252 17,1 15,7 16,7
3 МФО С.-Петербург 12 932 16,0 12,3 15,1
4 Созвездие Москва 10 354 5,7 12,4 7,3
5 Весна С.-Петербург 6 042 5,5 4,0 5,1
6 Аптечный Союз Москва 3 638 5,1 1,6 6,8
7 Платформа Фармхаб1 Москва 4 686 4,6 6,2 5,0
8 Надежда-Фарм Тамбов 515 0,6 0,3 0,5
Сервисы дистанционного заказа
1 Аптека.Ру Новосибирск 39 176 3,9 5,2 4,2
2 Еаптека3 Москва 11 892 1,5 2,4 1,7
3 Здравсити Москва 33 292 1,3 1,1 1,2
4 Ютека Москва 50 353 1,2 1,0 1,1
5 Polza.ru Москва 32 090 0,4 0,4 0,4
1 - экспертная оценка
2 - позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой, рейтинг показывает долю, занимаемую объединением аптечных сетей и единичных аптек
3 - количество точек с учётом ПВЗ
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей

Читайте этот материал в Telegram 

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться