Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
Минувший год с точки зрения количественных характеристик для российской фармацевтической розницы был очень удачным, суммарная выручка российских аптек по итогам 2024 г. составила 2,086 трлн руб. (в розничных ценах, включая НДС), а динамика в годовом исчислении достигла 15,2%. В основном прирост обеспечивался ростом спроса на лек. ассортимент, в 2024 г. аптеки реализовали готовых ЛП на общую сумму 1,644 трлн руб., это на 16% больше, чем в 2023 г.
Продажи парафармацевтики выросли на 12,2% (до 0,442 трлн руб.), но именно в отношении этой группы аптечных товаров последние два год назревает самый настоящий кризис, связанный с оттоком потребителей в e-com – общая доля парафармацевтики в выручке аптек в 2024 г. составляла всего 21,2%, это на 2 процентных пункта (п.п.) ниже, чем в 2022 г. Учитывая роль парафармацевтики в структуре рентабельности аптечных учреждений, любые потери здесь могут быть крайне чувствительны, более того, некоторые последствия уже ощущаются, в частности, в 2024 г. существенно замедлилась динамика открытия новых аптек и активизировались консолидационные процессы.
Онлайн канал российской фармрозницы в 2024 г. демонстрировал динамику на уровне примерно вдвое выше средней по рынку, но конкурировать за парафармацевтику с крупными маркетплейсами с каждым днём становится труднее, сказываются особенности ценообразования и ассортиментной политики крупных маркетплейсов, а также фактическая невозможность реализовать на фармрынке полноценный уровень сервиса покупки с доставкой до потребителя.
И это ещё только полбеды, некоторые интересанты периодически пытаются «шатать» и существующую монополию аптек на продажу лек. препаратов. Очередная такая попытка была сделана в контексте предоставления нефинансовых мер поддержки для «Почты России», этот игрок уже не первый раз проявляет интерес к аптечному ассортименту, в 2019 г. компания даже открывала несколько аптечных учреждений, но эксперимент оказался неудачным – необходимость соблюдения лицензионных требований стала непреодолимым препятствием на пути к финансовой эффективности. Спустя 5 лет подход было решено поменять, на этот раз не обременяя почтовые отделения необходимостью получения лицензии, правда и ограничиться некоторым усечённым ассортиментом продукции. Здесь у участников фармрынка должно возникнуть ощущение дежавю, в далёком 2014 г. велась обширная дискуссия о необходимости разрешить продажу ЛП в супермаркетах, в т.ч. был подготовлен соответствующий перечень препаратов.
Впрочем, у этого подхода есть конкурирующая идея, а именно проект документа, разрешающего работу передвижных аптечных пунктов. Идею поддерживают некоторые региональные аптечные сети, более того весной 2024 г. в трёх регионах России даже проводился соответствующий пилотный проект, но явного развития инициатива с тех пор не получила. Мы, конечно, не питаем иллюзий относительно возможностей фактической реализации перечисленных проектов, но общий вектор регуляторной логики на наш взгляд уходит в сторону от единственно правильного пути – формирования полноценных возможностей онлайн продажи ЛП, что не только позволило бы фармбизнесу противостоять наступлению маркетплейсов, но и обеспечило социальную потребность в сервисе доставки ЛП.
№ | Аптечная сеть | Расположение центрального офиса | Количество точек на 01.01.2025 | Доля на рынке, %, руб. | ||
ЛП | не ЛП | Рынок в целом, без ЛЛО | ||||
Классические аптечные сети | ||||||
Федеральные сети | ||||||
1 | Апрель1 | Краснодар | 8 620 | 9,0 | 9,1 | 9,0 |
2 | Ригла (включая Живика) | Москва | 5 518 | 8,9 | 8,8 | 8,9 |
3 | Имплозия1 | Самара | 6 807 | 5,9 | 5,7 | 5,8 |
4 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья | Новосибирск | 2 362 | 4,9 | 2,9 | 4,4 |
5 | ИРИС | Москва | 2 737 | 4,0 | 3,6 | 3,9 |
6 | Вита | Самара | 3 018 | 3,7 | 3,0 | 3,6 |
7 | Магнит1 | Краснодар | 1 084 | 1,5 | 1,7 | 1,5 |
8 | Максавит (Включая 36,7С) | Н. Новгород | 1 119 | 1,4 | 1,1 | 1,3 |
9 | Фармаимпекс1 | Ижевск | 841 | 1,1 | 1,8 | 1,3 |
10 | Алоэ | С.-Петербург | 616 | 0,8 | 1,1 | 0,9 |
Мультирегиональные сети | ||||||
1 | Планета Здоровья1 | Пермь | 2 788 | 4,8 | 3,5 | 4,5 |
2 | Неофарм1 | Москва | 1 579 | 4,6 | 3,0 | 4,2 |
3 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 2 554 | 4,5 | 4,2 | 4,4 |
4 | Фармленд | Уфа | 2 464 | 3,7 | 3,4 | 3,7 |
5 | Социальная Аптека | Ростов-на-Дону | 694 | 1,2 | 1,3 | 1,2 |
6 | Здоров.ру | Москва | 107 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
7 | Аптека Невис | С.-Петербург | 697 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
8 | Здоровье | Усть-Лабинск | 290 | 0,8 | 0,5 | 0,8 |
9 | Семейная Аптека1 | Благовещенск | 365 | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
10 | Антей1 | Вологда | 801 | 0,8 | 1,0 | 0,8 |
Локальные сети | ||||||
1 | Губернские Аптеки | Красноярск | 370 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
2 | Петербургские Аптеки1 | С.-Петербург | 88 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
3 | Аптека Диалог | Москва | 93 | 0,3 | 0,5 | 0,4 |
4 | ОАС Челябинск | Челябинск | 263 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
5 | Донская Аптека1 | Ростов-на-Дону | 143 | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
6 | О'Вита1 | Владивосток | 113 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
7 | Волгофарм | Волгоград | 162 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
8 | Виста | Симферополь | 47 | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
9 | Нижегородская Областная Фармация | Н. Новгород | 242 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
10 | Аптека25.рф | Владивосток | 48 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
Аптечные ассоциации2 | ||||||
1 | Проаптека | Москва | 14 470 | 17,3 | 6,6 | 14,7 |
2 | АСНА | Москва | 18 252 | 17,1 | 15,7 | 16,7 |
3 | МФО | С.-Петербург | 12 932 | 16,0 | 12,3 | 15,1 |
4 | Созвездие | Москва | 10 354 | 5,7 | 12,4 | 7,3 |
5 | Весна | С.-Петербург | 6 042 | 5,5 | 4,0 | 5,1 |
6 | Аптечный Союз | Москва | 3 638 | 5,1 | 1,6 | 6,8 |
7 | Платформа Фармхаб1 | Москва | 4 686 | 4,6 | 6,2 | 5,0 |
8 | Надежда-Фарм | Тамбов | 515 | 0,6 | 0,3 | 0,5 |
Сервисы дистанционного заказа | ||||||
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 39 176 | 3,9 | 5,2 | 4,2 |
2 | Еаптека3 | Москва | 11 892 | 1,5 | 2,4 | 1,7 |
3 | Здравсити | Москва | 33 292 | 1,3 | 1,1 | 1,2 |
4 | Ютека | Москва | 50 353 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
5 | Polza.ru | Москва | 32 090 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
1 - экспертная оценка | ||||||
2 - позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой, рейтинг показывает долю, занимаемую объединением аптечных сетей и единичных аптек | ||||||
3 - количество точек с учётом ПВЗ | ||||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
Читайте этот материал в Telegram
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами