На розничном рынке второй год подряд снижаются продажи препаратов анальгетиков-антипиретиков, в основном падает спрос на традиционные препараты, которые к тому же характеризуются значительным ростом цен
18.03.2025
РозницаФармгруппа

На российском розничном рынке планомерно снижается общий натуральный объём продаж обезболивающих препаратов. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, в 2024 г. в российской рознице было реализовано 266,1 млн упак. обезболивающих ЛП*, это на 6,5% меньше, чем в 2023 г. При этом общий объём рублёвых продаж данных средств в 2024 г. увеличился на 12,4% и достиг 28,7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Разнонаправленная динамика обусловлена ростом стоимости подобных препаратов, средняя цена на одну упаковку за год повысилась на 20% и достигла 108 руб. Основной вклад в динамику стоимости препаратов данной группы вносили традиционные препараты: Анальгин, Цитрамон и др., а максимальный рост цены зафиксирован на торговую марку Ацетилсалициловая кислота — за год стоимость одной упаковки лекарства в среднем увеличилась сразу на 32%, впрочем эти препараты всё равно относятся к нижнему ценовому сегменту, в 2024 г. упаковка стоила порядка 33 руб.

Почти 68% натуральных продаж в группе обеспечивают четыре небрендированных препарата, каждый из которых выпускают десятки компаний: Анальгин, Цитрамон, Ацетилсалициловая кислота и Парацетамол. Абсолютным лидером является торговая марка Цитрамон — 22,3% в упаковках. Несмотря на рост денежного объёма продаж перечисленных анальгетиков, фактические показатели спроса на них относительно 2023 г., существенно снизились (см. рис.) Более всего сокращение заметно у марки Анальгин (-12% за год в упак.).

Пик продаж анальгетиков за последние два года отмечался стабильно в декабре и августе. В 2024 г. максимальные показатели продаж фиксировались в августе, в этот месяц было реализовано почти 24,8 млн упак. обезболивающих средств на сумму 2,5 млрд руб. В декабре покупатели приобрели 22,7 млн упак. препаратов данной категории на сумму 2,6 млрд руб. Далее продажи вновь снизились и в первом месяце 2025 г. было реализовано 20,1 млн упак., это на 14% меньше, чем в январе 2024 г. Второй месяц наступившего года был более результативным — в феврале потребители купили 21,3 млн упак., но это всё равно на 0,2% меньше чем в аналогичный месяц 2024 г.

В анализируемой группе в ушедшем году насчитывалось 68 торговых марок. Среди них пять новинок, в составе четырёх из них действующие вещества, ранее присутствующие на рынке и одно новое МНН — торговая марка Спазмо-Апотель для инъекций, с комбинированным составом (МНН гиосцина бутилбромид+парацетамол+лидокаин). Препарат производит компания «Уни-Фарма Клеон Цетис» из Греции.

Большая часть затрат покупателей в группе анальгетиков приходится на препарат Пенталгин от российской компании «Отисифарм». В 2024 г. этот препарат обеспечивал 28,4% денежного объёма анализируемого рынка (см. таб.). За год объём продаж бренда увеличился на 10% в деньгах и на 2% в упаковках. Второй по стоимостному объёму продаж в рамках анализируемой категории небрендированный препарат Цитрамон от 14 разных компаний, анальгетик занимает 13% рынка. Ключевыми производителями Цитрамона по итогам 2024 г. выступают «Фармстандарт» и «Обновление», препараты данных компаний обеспечивают большую часть денежного объёма продаж всего Цитрамона. За год объём продаж этого лекарственного средства увеличился на 10% в руб., но при этом сократился на 5% в натуральном выражении. Третью позицию за собой сохраняет Парацетамол, занимая долю 8,5% в руб. Данную торговую марку выпускают на рынок 37 производителей, основная масса Парацетамола производится на мощностях предприятия «Фармстандарт-Лексредства». Натуральные продажи Парацетамола существенно упали— относительно 2023 г. снижение фиксируется на 11%, в стоимостном выражении динамика положительная, однако прирост составил всего 1%.

На первую десятку анализируемых средств приходится 81% рублёвого объёма в категории. В ТОР-10 торговых марок относительно 2023 г. наблюдается положительная динамика в рублях, но только четыре продукта показали рост в упаковках. Максимальной динамикой как в рублях, так и в упаковках, характеризовался бренд Лирика от американской компании Виатрис». Компания внесла изменения в регистрационное удостоверение, теперь лекарственное средство относится к группе анальгетиков (N02), а основное показание для применения препарата — лечение нейропатической боли. Ранее Лирика входила в группу противоэпилептических средств (N03). По сравнению с 2023 г. продажи препарата выросли на 47% в рублях и на 48% в упаковках. Также можно отметить обезболивающий препарат Баралгин от «Санофи», динамика за год составила 11%, как в рублях, так и в упаковках.

Таб. ТОР-10 брендов группы анальгетики-антипиретики* в розничном сегменте фармрынка России, в денежном и натуральном выражении

ТМ Корпорация Доля в 2024 г., %, руб. Динамика к 2023 г., %, руб. Доля в 2024 г., %, упак. Динамика к 2023 г., %, упак.
1 ПЕНТАЛГИН ОТИСИФАРМ 28,4 10 13,9 2
2 ЦИТРАМОН ФАРМСТАНДАРТ+13 компаний 13,0 10 22,3 -5
3 ПАРАЦЕТАМОЛ ФАРМСТАНДАРТ+36 компаний 8,5 1 19,0 -11
4 АНАЛЬГИН ФАРМСТАНДАРТ+32 компании 6,4 2 10,1 -12
5 ЛИРИКА ВИАТРИС 5,5 47 0,5 48
6 АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА ФАРМСТАНДАРТ+14 компаний 5,0 19 16,1 -10
7 ТЕМПАЛГИН СОФАРМА 4,3 9 1,8 -11
8 СОЛПАДЕИН ГСК 3,6 13 0,7 -6
9 БАРАЛГИН САНОФИ 3,1 11 1,1 11
10 АСКОФЕН-П ОТИСИФАРМ 2,9 26 3,6 5
Источник: RNC Pharma® Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

* N02B - анальгетики-антипиретики, по классификации EphMRA

Читайте этот материал в Telegram

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться