Натуральное потребление гормональных контрацептивов в 2025 г. продолжает расти, отрицательная динамика зафиксирована только в 12 субъектах России
17.07.2025
РозницаФармгруппа

На протяжении нескольких лет в России наблюдается устойчивый рост продаж препаратов для гормональной контрацепции (группа G03A по классификатору EphMRA). Исключением стал 2023 г., когда продажи подобных средств скорректировались вниз на 1% относительно 2022 г., что связано с ажиотажным спросом в периоде сравнения. Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» по итогам периода январь-май 2025 г. на розничном рынке (включая онлайн канал) было реализовано 8,9 млн упак. гормональных контрацептивов на сумму 13,9 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2024 г. составила 7,3% в натуральном выражении и порядка 12,8% в рублёвом эквиваленте. Показатель прироста в упаковках в текущем году был заметно выше, чем по итогам 2024 г., тогда показатель натуральной динамики составлял 4,1%. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено свыше 20,9 млн упак. подобных средств на сумму более 31,5 млрд руб.

Региональная структура потребления и динамика спроса на гормональные контрацептивы крайне неравномерна, максимальные натуральные показатели роста продаж мы зафиксировали в Чеченской Республике (+23% в упак.), Тамбовской (+20,1%) и Иркутской области (+18,8). Снижение спроса зафиксировано в Республике Ингушетия (-8,1%), выраженная отрицательная динамика наблюдается в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области (оба субъекта -3,6%), но в целом сокращение продаж присутствует только в 12 российских регионах.

Доминирующие позиции в группе у пероральных контрацептивов, на них приходится более 85% натурального потребления всех анализируемых средств для гормональной контрацепции. Продажи пероральных препаратов за год увеличились на 11% в руб. и на 5% в упак. По итогам первых пяти месяцев 2025 г. в ассортименте розничного сегмента рынка препаратов для гормональной контрацепции насчитывалось 44 торговых марки, объединяющих более 90 SKU. При этом в анализируемой группе свою продукцию представляют всего 11 корпораций, среди которых около 89% рублёвого рынка обеспечивают всего две зарубежные компании «Байер Хелскэр» (доля 55%) и «Гедеон Рихтер» (34%), именно продукты этих компаний формируют ТОР-10 брендов с точки зрения денежного объёма продаж. Первенство на рынке среди гормональных контрацептивов системного действия сохраняет бренд Джес от компании «Байер Хелскэр». Марка занимает 17,6% всех стоимостных продаж в группе, за год рублёвые продажи препарата увеличились на 7%. Вторую и третью позицию в рейтинге также занимают препараты компании «Байер Хелскэр»: Клайра (доля 14%) и Ярина (11,4%).

У всех участников ТОР-10 в анализируемом периоде отмечалась положительная динамика продаж, максимальные темпы роста фиксировалась в отношении Клайры (+21%). За пределами топа наибольший рост фиксировался у торговой марки Планиженс Ципро от отечественной компании «Фармасинтез» — потребление в упаковках за год увеличилось втрое, а общий объём денежных расходов на него вырос в 3,6 раз.

Таб. ТОР-10 торговых марок системных гормональных контрацептивов (группа G03A – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-мае 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-мае 2025, %, руб. Динамика к январю-маю 2024, %, руб.
1 ДЖЕС БАЙЕР ХЕЛСКЭР 17,6 7
2 КЛАЙРА БАЙЕР ХЕЛСКЭР 14,0 21
3 ЯРИНА БАЙЕР ХЕЛСКЭР 11,4 16
4 ЛИНДИНЕТ ГЕДЕОН РИХТЕР 5,9 3
5 НОВАРИНГ ШЕРИНГ-ПЛАУ 4,5 10
6 МИРЕНА БАЙЕР ХЕЛСКЭР 4,4 16
7 СИЛУЕТ ГЕДЕОН РИХТЕР 3,9 12
8 ЖАНИН БАЙЕР ХЕЛСКЭР 3,9 1
9 РЕГУЛОН ГЕДЕОН РИХТЕР 3,7 8
10 ДИМИА ГЕДЕОН РИХТЕР 3,4 4
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы