Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
Опиум, который получают из снотворного мака, — один из самых старых препаратов, известных человечеству, и одновременно одно из древнейших наркотических веществ. Еще древние шумеры знали о его снотворных и дурманящих свойствах, египтяне применяли его как успокоительное средство, а Гиппократ предостерегал от опасностей его употребления.
В XVI веке в Европе появляется лауданум — настойка опиума на спирту, изобретенная легендарным врачом и алхимиком Парацельсом. В отличие от древних медиков, Парацельс считал опиум не снотворным, а прежде всего обезболивающим средством. Но к началу XIX века опиум стал не столько лекарством, сколько частью «образа жизни» высших слоев общества в Европе.
Опиум играл огромную роль в мировой политике и экономике, выступая одним из важнейших товаров мировой торговли, а отказ Китая закупать его у Британской империи привел к двум крупным войнам в регионе. Поражение Поднебесной привело к серьёзным территориальным потерям и тотальной наркомании, которой по некоторым оценкам страдало до 10% населения. Зависимость от этого вещества еще долгое время оставалась одной из крупнейших социальных проблем Китая, причём позитивные изменения тут произошли только в середине XX века, после третьей гражданской войны и прихода к власти коммунистов, в результате чего была образована Китайская Народная Республика во главе с Мао Цзэдуном.

Курильщики опиума в Китае, 1866 году. Источник: Wikimedia
В 1827 году началось промышленное производство и продажа морфина — первого опиата «современного образца». Это стало прорывом в медицине: морфин вводился инъекционно, его можно было точно дозировать, и он обладал сильным, предсказуемым обезболивающим эффектом. Однако вскоре врачи столкнулись с новой болезнью — морфинизмом, то есть сильнейшей зависимостью, гораздо более тяжелой, чем опиумная. Морфин широко использовался во время гражданской войны в США, и после ее окончания тысячи солдат как Севера, так и Юга оказались зависимы от него.
В 1876 году был синтезирован диацетилморфин, а в 1898 году его вывели на рынок под печально известным наименованием — Героин. Он рекламировался как безопасное и эффективное средство, пригодное даже для детей. На начало XX века приходится пик популярности легальных опиоидов, однако общество все яснее осознавало их опасность, что отражалось и в культуре, один из ярких примеров — роман «Морфий» Михаила Булгакова.
Со временем стало очевидно, что оборот этих препаратов должен находиться под контролем, опиоиды остаются в клинической практике, но их использование строго регулируется. Однако проблема злоупотребления не исчезла. Причинами стали организованная преступность, и действия отдельных фармацевтических компаний. Пик этих проблем в нашей стране пришелся на 1990-е годы, в России и на постсоветском пространстве началась эпидемия героиновой зависимости, которую удалось купировать только к 2000-м, а в США из-за действий отдельных компаний начался опиоидный кризис, продолжающийся по сей день.
Подробнее об истории опиоидного кризиса в США в нашем материале.
Из описанного выше может показаться, что опиоиды — это воплощённое зло, однако это не так. Их появление сыграло огромную роль в развитии медицины, особенно в онкологии и хирургии. Многие оперативные вмешательства стали возможны только благодаря применению опиоидов. Наконец, далеко не все препараты этой группы столь опасны. Один из ярких примеров — лоперамид, востребованный среди самых широких групп населения. Многие даже не догадываются, что этот безрецептурный препарат, входящий в список ЖНВЛП, является дальним «родственником» морфина.
Разработка лоперамида
Появление лоперамида напрямую связано с деятельностью барона Пола Адриана Янссена — бельгийского ученого и бизнесмена, основавшего в 1956 году компанию Janssen (сегодня — подразделение американской Johnson & Johnson) на деньги, занятые у отца. Янссен принадлежал к уже исчезающему ко второй половине XX века классу бизнесменов-практиков: помимо управления компанией, он сам работал в лаборатории, разрабатывая новые препараты. Среди разработок Янссена и его команды были такие известные лекарства, как галоперидол и фентанил. Последний представлял собой опиоидный анальгетик, и при его клинических исследованиях сотрудники Janssen обратили внимание на один из побочных эффектов — замедление перистальтики кишечника.
Позднее фентанил сыграет печальную роль в ходе опиоидного кризиса в США: его нелегальное использование стало причиной гибели тысяч людей.
Будучи не только ученым, но и предпринимателем, Пол Янссен увидел большой коммерческий потенциал в этом эффекте. Однако вряд ли кто-то из потребителей захотел бы приобретать противодиарейное средство, потенциально опасное для жизни. Поэтому перед компанией стояла задача создать препарат, который обладал бы противодиарейным действием, но был лишен всех других недостатков наркотических анальгетиков. Исследователи решили работать над молекулярной структурой будущего препарата.

Пол Янсен. Источник: J&J
Наркотическое действие опиоидов связано с тем, что большинство молекул этих веществ легко проникают через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) — защитный фильтр между кровеносной системой и мозгом. При разработке Янссен сосредоточился на изменении структуры молекулы, чтобы предотвратить ее прохождение через ГЭБ. Очевидным решением стало увеличение размера молекулы. Кроме того, лоперамид является субстратом для белка Р-гликопротеина, который препятствует накоплению вещества в центральной нервной системе.
Расчет оказался верным — лоперамид практически не воздействовал на ЦНС, но эффективно связывался с рецепторами, отвечающими за угнетение кишечной моторики. Иными словами, исследователи Janssen создали опиоид, практически лишенный наркотических свойств, благодаря целенаправленному молекулярному «дизайну».
В 1973 году лоперамид вышел на рынок под торговой маркой Имодиум, известной и сегодня. Препарат быстро завоевал популярность и уже к 1980-м годам вошел в рекомендации ВОЗ, в нашей стране он также входит в перечень ЖНВЛП Доступная цена и безрецептурный статус сделали препараты на основе лоперамида одним из главных средств в домашней аптечке при кишечных расстройствах.
По информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma в январе-августе 2025 г. в нашей стране было продано 23,2 млн упак. препаратов лоперамида (в т.ч. комбинация с симетиконом) на сумму 2,3 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Натуральный объём потребления относительно января-августа 2024 г. сократился на 1,4%, рублёвая динамика в плюсе, за год продажи прибавили 9,7%. Несмотря на то, что в российской рознице представлена продукция 15 производителей, Имодиум от «Джонсон и Джонсон» до сих пор абсолютный лидер с точки зрения денежного объёма продаж с долей порядка 35%, характерно, что натуральные объёмы продаж препарата растут при общем сокращении спроса. Второе место с долей 23% удерживает «Акрихин», третья строчка у препарата от «Обновление» (15%). Заметную роль в категории играет также «Велфарм», за год натуральный объём продаж лоперамида этой компании в рознице вырос в 2,3 раза.
Стоит отметить, что лоперамид не является абсолютно безопасным препаратом. При неправильном применении возможны серьезные побочные эффекты. Например, он может негативно влиять на сердечно-сосудистую систему, а в больших дозах воздействовать на ЦНС. Однако такие случаи редки, так как требуются дозы, многократно превышающие терапевтические. Кроме того, препарат критически опасен для детей до 6 лет, в 90-е годы в Пакистане было зарегистрировано 18 случаев паралитической непроходимости кишечника из которых 6 случаев привели к летальному исходу. Именно этот случай привёл к запрету применения препарата в этой возрастной группе в большинстве стран мира.
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами