Физический объём потребления системных антибактериальных препаратов в российской фармрознице сокращается третий год подряд
09.07.2025
РозницаФармгруппа

Продажи системных антибактериальных препаратов (группа J01 по классификатору EphMRA) в январе-мае 2025 г. на розничном рынке России превысили 19,4 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), всего за период в аптеках было реализовано 75,8 млн. упаковок. Показатель прироста по группе согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma зафиксирован на уровне 12,5% – заметно ниже средних значений по рынку в целом, динамика в упаковках составила 1,1%.

Отрицательная динамика зафиксирована только при проведении расчётов в минимальных единицах дозирования (МЕД), за год было продано 541,6 млн. единиц, это на 0,6% меньше, чем в январе-мае 2024 г. Вообще физический объём потребления системных антибактериальных препаратов в рознице последовательно сокращается третий год подряд, так в 2024 г. долгосрочная динамика в МЕД составляла -0,2%, а в 2023 г. за счёт высокой базы 2022 г. вообще фиксировалась на уровне -2,6%. Несмотря на это денежные объёмы продаж поступательно растут, так в 2024 г. динамика составляла 11%, а общий объём превысил 41,1 млрд. руб.

Наиболее выраженной рублёвой и натуральной динамикой в январе-мае 2025 г. характеризовались пенициллины широкого спектр действия, продажи в подгруппе за год выросли на 17,8% в руб., а также тетрациклины, здесь долгосрочная динамика составила 14,3%. Снижение фиксируем только по группам препаратов триметоприма (-1% в руб.), здесь основные потери понёс Бисептол, на который активно давят прямые аналоги, и амфеникола (-0,1%) представленные единственным продуктом – левомицетином от почти двух десятков компаний.

Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж за период является Амоксиклав от «Сандоз», этот препарат занимает 16,1% в группе и демонстрирует динамику на уровне 67% в российской валюте. Значительные темпы роста показывает и Аугментин от «ГСК» (+57%), но с точки зрения абсолютного объёма продаж продукт располагается только на 14-й строчке. Наибольший показатель прироста среди топовых препаратов демонстрирует Супракс («Чеплафарм»), продажи препарата за год выросли на 70%. Важно отметить, что в промежутке с 2020 по 2023 гг. все три перечисленных препарата испытывали периодические сложности с поставками, в частности, из-за дефицита сырья, ситуация нормализовалась только в 2024 г.

Высокой динамикой характеризовались так же продажи препаратов кларитромицина, в частности продажи препарата Клацид от «Эбботт» за год показали рост продаж на 62%, чуть хуже идут дела у небрендированных аналогов препарата (+24%). Отрицательную динамику в топе демонстрировали только небрендированные препараты цефтриаксона (-3%). Абсолютным лидером здесь выступает препарат компании «Биннофарм», рублёвые продажи которого относительно января-мая 2025 г. сократились на 4%. При этом в категории представлено ещё 24 продукта от разных компаний, которые демонстрировали разнонаправленную динамику, в частности рублёвые продажи препарата от «Сан Фарма» («Биосинтез») выросли в 3,5 раза.

Таб. ТОР-10 торговых марок системных антибактериальных препаратов (группа J01 по классификатору EphMRA) по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн-канал) в январе-мае 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-мае 2025, %, руб. Динамика к январю-маю 2024, %, руб.
1 АМОКСИКЛАВ САНДОЗ 16,1 67
2 ПАНЦЕФ АЛКАЛОИД 10,6 12
3 АЗИТРОМИЦИН ВЕРТЕКС +24 компании 6,4 2
4 АМОКСИЦИЛЛИН ФАРМСТАНДАРТ +14 6,2 11
5 ЦЕФТРИАКСОН БИННОФАРМ +23 5,7 -3
6 СУМАМЕД ТЕВА 5,3 6
7 ЛЕВОФЛОКСАЦИН ВЕРТЕКС +23 4,2 6
8 КЛАЦИД ЭББОТТ 3,7 62
9 СУПРАКС ЧЕПЛАФАРМ 3,5 70
10 КЛАРИТРОМИЦИН ОЗОН ФАРМАЦЕВТИКА +14 3,3 24
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы