Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma за период с января по май 2025 г. на розничном рынке (включая онлайн канал) было реализовано ОТС препаратов на сумму 311 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Рублёвая динамика относительно аналогичного периода 2024 г. составила 12,6%, это заметно ниже прироста по Rx-категории, спрос в которой вырос на 19%. Подобная разница наблюдается уже несколько лет подряд и приводит к последовательному снижению доли безрецептурных препаратов, в текущем году она достигла 40,4%, если проводить расчёты в рублях, это на 1,3% меньше, чем в январе-мае 2024 г. В натуральном выражении ОТС препараты пока доминируют, занимая 55,8%, но доля в упаковках тоже снижается (-1,2% к прошлому году).
Структура рынка имеет выраженную региональную специфику, в ряде субъектов рублёвая доля категории безрецептурных препаратов заметно выше средних значений, скажем, в январе-мае 2025 г. в Чукотском и Ненецком автономных округах она достигала 56,8% и 53,8% соответственно. Очевидно, это связано с географической спецификой, из-за которой размер розничных наценок здесь существенно выше, чем в других регионах нашей страны. Меньше всего обращаются к ОТС препаратам на Северном Кавказе, в частности в Чеченской Республике их доля в аптеках в денежном выражении не превышает 36,5%, а в Ингушетии 35,6%. Серьёзно различается и динамика продаж, так максимальный показатель по безрецептурным препаратам в рознице мы фиксируем в Чукотском АО и Чеченской Республике, оба региона продемонстрировали прирост на уровне более 30% (в руб.). При этом только в одном российском регионе, в Белгородской области, темпы роста продаж ОТС (+21,8% к январю-маю 2024 г.) опережали соответствующий показатель в отношении рецептурных препаратов (+20,3%).
Большинство топовых препаратов с точки зрения денежного объёма продаж представлено иностранными продуктами, так абсолютным лидером рейтинга на федеральном уровне в январе-мае 2025 г. является Нурофен от «Рекитт Бенкизер», торговая марка в группе занимает 1,6%, при этом показывает довольно высокие темпы роста (+22%). Вторую и третью строчки удерживают препараты Детралекс («Сервье») и Терафлю («ГСК») оба показывают почти одинаковую динамику на уровне 15%. Максимальный прирост фиксируем по торговой марке Креон («Эбботт»), за год продажи выросли на 36%. А худшие показатели динамики среди топовых продуктов показали Канефрон от «Бионорика» (11%) и Кардиомагнил группы «Нижфарм» (12%). При этом никто в топе не показал снижения рублёвого объёма продаж, хотя за пределами топа отрицательная динамика зафиксирована у 737 брендов из более чем 2 тыс. наименований.
Российский фармпром в «десятке» представлен только четырьмя продуктами, максимальные объёмы занимает Пенталгин от «Отисифарм», препарат располагается на 4-й строчке. При этом рублёвые продажи препарата за год выросли на относительно небольшие 13%. Максимальный показатель прироста среди российских продуктов показывает Граммидин от «Валенты» (+17%).
Таб. ТОР-10 торговых марок безрецептурных лекарственных препаратов по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн-канал с доставкой до потребителя)
| № | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-мае 2025, %, руб. | Динамика к январю-маю 2024, %, руб. |
| 1 | НУРОФЕН | РЕКИТТ БЕНКИЗЕР | 1,60 | 22 |
| 2 | ДЕТРАЛЕКС | СЕРВЬЕ ГРУПП | 1,56 | 15 |
| 3 | ТЕРАФЛЮ | ГСК | 1,46 | 15 |
| 4 | ПЕНТАЛГИН | ОТИСИФАРМ | 1,35 | 13 |
| 5 | ГРАММИДИН | ВАЛЕНТА | 1,16 | 17 |
| 6 | ИНГАВИРИН | ВАЛЕНТА | 1,12 | 15 |
| 7 | МАГНЕ B6 | САНОФИ | 1,04 | 26 |
| 8 | КАНЕФРОН | БИОНОРИКА | 1,03 | 11 |
| 9 | КАРДИОМАГНИЛ | НИЖФАРМ ГРУПП | 0,98 | 12 |
| 10 | КРЕОН | ЭББОТТ | 0,91 | 36 |
| Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) | ||||
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами