Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам 1-3 кв. 2025 г. расходы россиян на препараты для лечения заболеваний горла (R02) в розничном сегменте фармрынка увеличились на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по сентябрь текущего года в российских аптеках было реализовано 83,5 млн упак. подобных ЛП на сумму 35,1 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), причём натуральное потребление за год снизилось на 2,1%. Наиболее высокие показатели потребления за последние годы отмечались в 2022 г., тогда аптеки реализовали 128,8 млн упак., с тех пор натуральные объёмы продаж снижаются ежегодно, но при этом фиксируется стабильный рост денежного объёма рынка. Это обусловлено ростом средней стоимости препаратов в категории, к примеру, если в 2022 г. средняя цена на одну условную упаковку не превышала 309 руб., то по итогам девяти месяцев текущего года она достигала уже 420 руб., увеличившись за год на 14,5%, а за три года почти на 36%.
В текущем году максимальные показатели расходов на данную группу средств отмечались в сентябре — за месяц было реализовано 13,4 млн упак. на сумму 5,7 млрд руб. Интересно, что пик продаж анализируемых препаратов в прошлом году также наблюдался в первый месяц осени, объёмы тогда фиксировались на уровне 13,8 млн упак. и 5,1 млрд руб.
На розничном рынке по итогам девяти месяцев 2025 г. насчитывалось 85 торговых марок от 88 корпораций. За последние годы перечень торговых марок пополнился ещё на семь позиций, в основном российского происхождения. Наибольшую долю в группе занимают препараты в форме таблеток и пастилок для рассасывания — в анализируемый период они формировали более 60%, как денежных, так и натуральных продаж.
Максимальные расходы россиян приходились на Граммидин от отечественной компании «Валента». С начала года покупатели потратили на приобретение данного препарата более 6 млрд руб. (доля в группе 17,2%), а динамика продаж относительно января-сентября 2024 г. достигла +14,6% в руб. и 0,6% в упак. Второе место сохраняет бренд Стрепсилс («Рекитт Бенкизер»), за год прирост в рублях составил +15%, в натуральном выражении продажи снизились на 9,6%, при этом доля рынка составляла 12% в руб. Тройку лидирующих торговых марок замыкает Тантум от «Анжелини», с долей 8,1% от стоимостного объёма рынка. За год продажи бренда выросли на внушительные +25,5% в руб. и +10,7% в упак. Характерно, что 4-ю строчку занимает его прямой аналог Ангидак от российской «Гротекс», но выраженными успехами в текущем году продукт похвастаться не может, прирост зафиксирован на уровне 1%.
Важно отметить, что в первой десятке торговых марок снижение денежных продаж относительно 1-3 кв. 2024 г. демонстрируют только две торговые марки: Септолете от «КРКА» (-3%) и Ингалипт, представленный 12 различными производителями (-2%). Максимальный рост в деньгах зафиксирован у немецкого гомеопатического препарата Лимфомиозот, от компании «Хеель» (+52,9%), при этом его натуральное потребление увеличилось на 40,5%. Также по динамике можно выделить препарат Доритрицин от немецкой «Медице Фарма» — прирост отмечался на уровне 40,1% в деньгах и 17,4% в упаковках.
Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов для лечения заболеваний горла (R02 по классификации EphMRA) по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в 1-3 кв. 2025 г.
| № | Торговая марка | Корпорация | Доля в 1-3 кв. 2025, %, руб. | Динамика к 1-3 кв. 2024, %, руб. |
| 1 | ГРАММИДИН | ВАЛЕНТА | 17,2 | 15 |
| 2 | СТРЕПСИЛС | РЕКИТТ БЕНКИЗЕР | 12,0 | 15 |
| 3 | ТАНТУМ | АНЖЕЛИНИ | 8,1 | 26 |
| 4 | АНГИДАК | ГРОТЕКС | 5,9 | 1 |
| 5 | ЛИЗОБАКТ | БОСНАЛЕК | 5,7 | 1 |
| 6 | ДОРИТРИЦИН | МЕДИЦЕ ФАРМА | 5,2 | 40 |
| 7 | ФАРИНГОСЕПТ | САН ФАРМАСЬЮТИКАЛ | 4,5 | 7 |
| 8 | ЛИМФОМИОЗОТ | ХЕЕЛЬ | 4,2 | 53 |
| 9 | СЕПТОЛЕТЕ | КРКА | 4,2 | -3 |
| 10 | ИНГАЛИПТ | ФАРМСТАНДАРТ + 11 компаний | 3,8 | -2 |
| Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) | ||||
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами