Натуральную динамику розничного рынка противогрибковых препаратов в текущем году определяли средства местного действия
05.06.2025
РозницаФармгруппа

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели почти 18 млн упак. противогрибковых препаратов[1] на сумму 5,5 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma за год денежный объём продаж вырос на 9,1%. Рост в рублях по категории наблюдается третий год подряд. При этом фиксируется ощутимое сокращение натурального потребления — за отчётный период продажи в упаковках сократились на 0,4%, причём уменьшаются объёмы потребления только системных препаратов. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено порядка 54,9 млн упак. противогрибковых средств обеих групп (D01A и J02A) на сумму 15,8 млрд руб., по отношению к 2023 г. продажи снизились на 2,1% в упак. и увеличились на 7,7% в стоимостном выражении.

Высокий спрос на препараты для лечения грибковых инфекций обычно наблюдается в жаркое время года, повышаясь в марте и снижаясь в сентябре. В прошлом году, своего пика, продажи противогрибковых средств достигли в июле — за месяц население приобрело 4,9 млн упак. на сумму 1,4 млрд руб. — что на 9,2% превысило расходы на данные лекарства в июле 2023 г. Впрочем, натуральное потребление за этот период снизилось на 0,2%. В апреле текущего года расходы превысили 4,7 млрд руб. (+9,2% относительно апреля 2024 г.), но практически не изменились в упак. (+0,2%).

Около 55% всего натурального потребления приходится на системные противогрибковые препараты (J02A). При этом денежный объём выше у средств наружного действия (D01A) — в исследуемый период их доля составляла более 65% розничных продаж.

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. в ритейле было представлено 31 МНН и 113 торговых марок. Некоторые бренды доступны как в виде средств для приёма внутрь, так и для наружного использования. Более 24% расходов в данной группе обеспечивали препараты местного применения с действующим веществом нафтифин, в рамках этого МНН представлено 14 брендов (от 23 компаний), причём пять из них появились за последние три года. Порядка 20% стоимостных продаж обеспечивают лекарства с флуконазолом — среди них есть как системные, так и наружные средства. Ассортимент препаратов с МНН флуконазол также насчитывает 14 брендов от 32 производителей.

Максимальные расходы россиян в рамках группы также были направлены на небрендированные препараты флуконазола (доля 12% в руб.) — за год продажи выросли на 9% в руб., но при этом натуральное потребление марки падает, к январю-апрелю 2024 г. продажи снизились на 5,4%. Вторую позицию сохраняет Экзодерил, компании «Сандоз» (входит в «Новартис») с долей продаж 8,6%. На третьем месте рейтинга торговая марка Тербинафин от 14 различных производителей (доля 9%).

Несмотря на то, что все участники первой десятки брендов в анализируемом периоде демонстрировали положительные показатели роста в рублях, натуральное потребление двух из них снизилось. Помимо лидера (Флуконазол), незначительное сокращение в упак. также наблюдается у бренда Низорал от компании «Джонсон и Джонсон» (-0,6%). Наибольший рост среди топовых продуктов отмечен у препарата Нафтифин (производят 11 компаний) — за год расходы на данный бренд увеличились на 24,3%, а натуральное потребление выросло на 19,6%. За пределами топа максимальный рост отмечен у препарата Акримиколь (МНН сертаконазол) в виде крема от компании «Акрихин», который поступил в продажу в начале 2024 г. По сравнению с январём-апрелем прошлого года натуральные продажи бренда увеличились в 330 раз.

Таб. ТОР-10 торговых марок противогрибковых препаратов (группы D01A и J02A – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-апреле 2025, %, руб. Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб.
1 ФЛУКОНАЗОЛ ВЕРТЕКС + 19 компаний 12,0 9
2 ЭКЗОДЕРИЛ НОВАРТИС 8,6 14
3 ТЕРБИНАФИН ВЕРТЕКС + 13 компаний 8,0 16
4 КЛОТРИМАЗОЛ АКРИХИН + 18 компаний 6,6 8
5 НИЗОРАЛ ДЖОНСОН И ДЖОНСОН 5,7 6
6 ФЛЮКОСТАТ ОТИСИФАРМ 4,8 16
7 НАФТИФИН МЕДИСОРБ + 10 компаний 4,1 24
8 КЕТО ПЛЮС ГЛЕНМАРК 4,0 28
9 ДИФЛЮКАН ПФАЙЗЕР 3,4 11
10 ИТРАКОНАЗОЛ БИННОФАРМ + 5 компаний 3,2 23
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

[1] D01A - противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи, J02A - противогрибковые препараты системные

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться