В 2024 г. втрое ускорились темпы развития e-com канала на российском фармацевтическом рынке
03.03.2025
РозницаE-com

Общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) по итогам 2024 г. достиг 432,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Показатель прироста относительно 2023 г. в сегменте e-com зафиксирован на уровне 32,5%, это вдвое выше, чем в целом на аптечном рынке, который по суммарному ассортименту, показал динамику на уровне 15,2%. Примечательно, что в 2024 г. темпы развития e-com направления существенно ускорились, относительно 2023 г. они выросли в три раза, на тот момент мы фиксировали динамику в канале на уровне 10,8%. Интересно, что поквартальные темпы роста на протяжении 2024 г. тоже были неравномерными, минимальную динамику сегмент демонстрировал в 1 кв. 2024 (на уровне 26%), а уже по итогам 4 кв. 2024 г. рост был зафиксирован на уровне 37,3%.

Доля покупок лекарственного ассортимента, осуществляемого с доставкой до потребителя, остаётся очень небольшой, тем не менее она последовательно растёт на протяжении последних лет и в 2024 г. достигла 15,9 млрд. руб. или 0,97% от общего денежного объёма российской фармрозницы. Лидируют с точки зрения абсолютных объёмов продаж такие бренды как: Терафлю, Нурофен и Никоретте, интересно, что последний стабильно показывает двукратную динамику продаж на протяжении последних двух лет. Значительной динамикой в канале характеризовались также продажи препаратов Энтеросгель и Микролакс, оба росли сопоставимыми темпами, на уровне 56% в российской валюте.

Общая доля онлайн канала в российской фармрознице в 2024 г. перешагнула психологический порог и зафиксирована на уровне 20,7%, годом ранее показатель не превышал 16,6%. Общая выручка организаций в рамка ТОР-20 по итогам анализируемого периода достигала 386,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а суммарная доля топовых компаний в e-com канале, достигла 89,4%. Это на 0,8% больше, чем фиксировалось в 2023 г., но в целом уровень концентрации в двадцатке на протяжении года довольно сильно варьировал, скажем, на пике по итогам 1 кв. 2024 г. доля превышала 92%.

Из двадцати компаний только четыре по итогам 2024 г. демонстрировали сокращение продаж в рамках онлайн направления. Наиболее заметное падение выручки мы фиксируем по сетям «Неофарм» и «Вита», относительно 2023 г. оборот в e-com по компаниям сократился на 29% и 27% соответственно. Интересно, что ещё два года назад «Неофарм» входил в число абсолютных лидеров с точки зрения динамики в онлайн, но с учётом существующих регуляторных ограничений компания, вероятно, сменила приоритеты развития, впрочем, подобное можно сказать про очень многих представителей рейтинга, недавние флагманы сейчас довольствуются относительно скромными темпами роста.

Общую динамику на уровне, превышающем среднерыночные показатели, обеспечили 11 игроков. Максимальные темпы роста демонстрирует проект Polza.ru российского фармдистрибьютора «Пульс», общая выручка за год здесь выросла в 2,9 раза. Второй результат у «Апрель», за год общий объём операций компании в e-com вырос вдвое и, если компании удастся сохранить подобные темпы развития хотя бы ещё на протяжении 1,5 лет, они легко смогут претендовать на первую строчку рейтинга, впрочем, для этого нужно обеспечивать также высокие темпы развития инфраструктуры «на земле». Абсолютный лидер с точки зрения денежного объёма операций «Аптека.ру» динамику развития отрасли уже не определяет, прирост тут зафиксирован на уровне 26%. Высокими темпами развития онлайн направления характеризовались также объединённая сеть «Эркафарм» и «Мелодия здоровья» и маркетплейс «Ютека», обе компании в 2024 г. показали синхронный рост продаж на уровне 73%.

Таб. ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 2024 г.

Компания* Центральный офис Объём валовых e-com продаж в 2024, млрд. руб. Прирост продаж относительно 2023, %, руб. Доля1 на розничном-коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) в 2024, %, руб.
1 Аптека.Ру Новосибирск 91,9 26 4,4
2 Апрель2 Краснодар 46,4 101 2,2
3 Ригла Москва 41,7 39 2,0
4 Еаптека Москва 29,2 13 1,3
5 Здравсити Москва 26,8 64 1,3
6 Ютека Москва 24,5 73 1,2
7 ИРИС Москва 19,0 41 0,9
8 Аптечная сеть 36,6 Москва 15,0 32 0,7
9 ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья Новосибирск 14,5 73 0,7
10 Фармленд Уфа 13,8 51 0,7
11 Неофарм2 Москва 13,7 -29 0,7
12 Polza.ru Москва 8,6 192 0,4
13 Здоров.ру Москва 8,1 9 0,4
14 Планета Здоровья2 Пермь 6,5 -23 0,3
15 АСНА Москва 5,2 6 0,2
16 Имплозия2 Самара 5,1 -10 0,2
17 Вита2 Самара 5,0 -27 0,2
18 Алоэ С.-Петербург 4,5 53 0,2
19 Максавит (Включая 36,7С) Н. Новгород 3,3 37 0,2
20 Аптека25.рф Владивосток 2,2 34 0,1
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ
2 - экспертная оценка
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей

Читайте этот материал в Telegram

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться