Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Мониторинг импортозамещения

оценка основных тенденций политики импортозамещения и локализационных процессов на фармрынке России, ключевые выгодоприобретатели и компании группы риска

RNC Pharma представляет ТОР-15 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-3 кв. 2020 г.

15 января 2021 г.

Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-3 кв. 2020 г. достиг 95,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что составляет порядка 9,2% общего объёма рынка. Традиционно в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, так же в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, а так же сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики.

Суммарный объём продаж организаций в рамках ТОР-15 по итогам анализируемого периода составил 74,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС) или 78,6% общего объёма e-com сегмента. Ещё порядка 20,4 млрд. руб. делят между собой порядка 220 организаций, представленных как сайтами относительно небольших аптечных сетей, так и единичных аптек. Общее количество организаций, задействованных в сфере электронной коммерции в 2020 г. планомерно растёт, в т.ч. значительное количество компаний получили разрешения на доставку безрецептурных ЛП потребителям. Но далеко не все они физически стартовали этот процесс, многие ограничиваются отдельными элементами он-лайн торговли, в частности бронированием с последующим выкупом в офф-лайне.

Абсолютным лидером сегмента e-com торговли на фармацевтическом рынке по-прежнему выступает «Аптека.ру», оборот компании за период превышает 36 млрд. руб., а доля на рынке за 1-3 кв. 2020 г. достигает 3,5%. Для сравнения 14 остальных игроков в топе суммарно объединяют долю порядка 3,7%. Хотя, модель организации бизнеса даже в отношении крупнейших компаний существенно отличается, тоже самое касается и показателей доходности он-лайн продаж конкретных организаций. Тем более, что скажем работу той же «Аптека.ру» или «Здравсити» довольно сложно анализировать в отрыве от головного бизнеса.

Второй результат в топе принадлежит «Еаптека», компания за период обеспечила 5,3 млрд. руб. выручки, что соответствует доле розничного-коммерческого рынка ЛП и парафармацевтики на уровне порядка 0,52%. Сделка, в результате которой организация вошла в состав экосистемы «Сбербанка» наделала много шума, многие ждут от неё не просто масштабирования деятельности организации, но и активного лоббирования интересов представителей формирующейся интернет-торговли ЛП. В известном смысле, существующие в настоящее время на рынке ограничения сильно сокращают круг интересантов, которые могли бы развивать работу в он-лайне. И это не только требования к количеству аптек и срокам действия лицензии, что усложняет доступ на рынок для крупных маркетплейсов, но и запрет на работу с рецептурными препаратами, который критически важен для возможностей развития он-лайн сферы региональными аптечными сетями. В ТОР-15 входит так же интернет-представительство компании «АСНА», организация в конце 2020 г. тоже привлекла инвестора в лице финансовой организации – «Газпромбанк» стал владельцем миноритарного пакета акций компании. Но здесь, очевидно, интерес банка продиктован другими мотивами, да и в рамках бизнес-модели «АСНА» интернет направление пока играет относительно скромную роль.

ТОР-15 представителей e-com на российском розничном фармацевтическом рынке по итогам 1-3 кв. 2020 г.*

Поделиться: