Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
Объём продаж назальных противоотёчных препаратов (группа R01A7 по классификатору EphMRA) по итогам периода с января по сентябрь 2025 г. достиг 28,9 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), за этот период в фармритейле было реализовано более 230,9 млн упак. Прирост относительно аналогичного периода 2024 г. по информации базы данных: «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» составил 9,7% в рублёвом эквиваленте и 3,2% в упаковках. Надо отметить, что за последние три года это минимальный денежный показатель и максимальный натуральный, в частности, в 2024 г. относительно 2023 г. продажи выросли на 13,7% в рублях и 1,6% в упак.
В сентябре 2025 г. долгосрочная динамика достигала 10,5% в рублях и порядка 3,7% в упаковках, примечательно, что это не самый высокий показатель за год, достаточно активно продажи назальных противоотёчных средств росли в апреле 2025 г. и июне-июле 2025 г., денежная динамика в эти месяцы превышала 15%, а показатель прироста в натуральных величинах колебался в интервале от 6,4% до 8,2%. Тем не менее, на сентябрь приходится абсолютный пик спроса, суммарно в этом месяце было продано 29,8 млн. упак. почти на 4,0 млрд руб.
При этом на протяжении месяца спрос не был равномерным, если на первой неделе месяца ежедневно продавалось в среднем порядка 870 тыс. упак., то 8 сентября продажи превысили 1 млн упак. и держались на этом уровне на протяжении 6 дней подряд, некоторое снижение продаж пришлось только на 14 число – такая тенденция традиционна для выходных и праздничных дней, но уже 15-го в нашей стране было продано более 1,23 млн упак. назальных противоотёчных средств на сумму 168 млн руб., в среднем каждая российская аптека за день реализовала порядка 15-ти упаковок. Затем стартовал нисходящий тренд, который продолжается вплоть до середины октября.
Интересно, что в 2025 г. в группе назальных противоотёчных препаратов произошла смена лидера, рейтинг продуктов возглавила торговая марка Отривин от «Хелеон» (безрецептурное подразделение «ГСК»), суммарно в январе-сентябре 2025 г. этот продукт обеспечил более 15% продаж в категории, при этом мы фиксируем динамику на уровне 28% в руб. Продажи прежнего многолетнего лидера, бренда Снуп от «Нижфарм групп», за год сократились на 9%, в итоге продукт опустился на 2-е место и довольствуется долей на уровне 13%. Третья строчка у бренда Ринонорм от «Тева», из числа топовых продуктов он характеризовался максимальной динамикой, за год продажи выросли на 32% в российской валюте.
За пределами десятки с точки зрения показателя прироста продаж можно выделить Морелор от компании «Южфарм», относительно 1-3 кв. 2025 г. продажи выросли на 45%, в результате продукт занял 18-ю строчку с долей порядка 1,2%. А одним из абсолютных лидеров с точки зрения динамики стал Риноксил от компании «Флумед-Фарм» из Республики Молдова, за год рублёвый объём продаж препарата в российской рознице вырос в 6 раз.
Рис. Посуточная динамика продаж назальных противоотёчных средств (группа R01A7 по классификатору EphMRA) на российском розничном фармрынке (включая онлайн канал) в сентябре 2025 г.

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами