Эпоха искусственных слёз. История офтальмологических средств для лечения синдрома сухого глаза
24.10.2025
Лонгрид

Глаза не на мокром месте

Синдром сухого глаза — хроническое заболевание, характеризующееся нарушением стабильности слёзной пленки из-за недостаточной выработки слёз или повышенного испарения. Это приводит к сухости, жжению, покраснению и снижению остроты зрения. При отсутствии лечения возможно даже серьёзное повреждение роговицы.

Хотя синдром сухого глаза приобрел широкое распространение только в последние несколько десятилетий, люди сталкивались с ним с древних времен. Особенно часто оно встречалось в странах с сухим и жарким климатом, в т.ч. поминание о похожих симптомах встречаются еще в знаменитом древнеегипетском папирусе Эбберса, датируемом 1550 годом до н. э. 

Папирус Эбберса. Источник: Египетский музей 

Одно из древнейших известных человечеству лекарств — коллириум — применялось как минимум со второго века нашей эры. Оно было широко распространено на Ближнем Востоке и представляло собой специальные глазные капли или примочки для промывания и очистки глаз. В частности, коллириум упоминается в Мишне — древнееврейском сборнике религиозных законов, а также в сборнике исламских хадисов Сунан Абу Дауда, где встречается следующая цитата:

Пророк Мухаммад сказал: «Один из лучших видов коллириума — это итмид (сурьма), ибо он очищает зрение и способствует росту ресниц».

Неудивительно, что первым подробное описание «сухого глаза» также оставил уроженец этого региона — выдающийся средневековый медик Авиценна. Он рассматривал заболевание с точки зрения гуморальной теории, считая его следствием дисбаланса жидкостей в организме. Западная школа медицины долгое время не уделяла синдрому должного внимания — во-первых, из-за умеренного климата, а во-вторых, из-за определенного отставания в медицинской науке, которое сохранялось вплоть до конца Средних веков. Только в XIX веке наметился заметный прогресс в изучении строения глаза, слёзных протоков и желёз.

В 1903 году немецкий офтальмолог Отто Шриммер разработал тест, позже названный по его фамилии, который позволял измерять выработку слёзной жидкости и тем самым диагностировать синдром сухого глаза. Интересно, что к моменту появления теста даже самого этого термина в медицине не существовало — можно сказать, Шриммер опередил своё время. Опередил его и шведский офтальмолог Генрик Шегрен, который в 1933 году описал серию случаев сухого кератоконъюнктивита в ходе изучения заболевания, впоследствии названного его именем. К сожалению, работа медика была встречена довольно прохладно, и синдром сухого глаза еще долгое время считался лишь одним из симптомов других заболеваний.

Полоски для теста Шримера. Источник: National Library of Medicine

В XX веке происходили и другие важные изменения: вместе с прогрессом в изучении строения глаза приходило понимание того, что представляют собой слёзы. В частности, было установлено, что слёзная пленка состоит из трёх слоёв — липидного , водного и муцинового (слизистого). Начиная с 1950-х годов офтальмологи все чаще стали выделять сухой кератоконъюнктивит как отдельный диагноз, но тем не менее впервые четкое определение термина «сухой глаз» появилось только в 1984 году, а окончательное признание произошло уже в 1990-е годы. 

За последние двадцать пять лет синдром приобрёл практически характер эпидемии. Офисный формат работы подразумевает многочасовое пребывание перед экраном компьютера, к тому же офисы расположены в кондиционируемых помещениях с сухим воздухом. Вдобавок начиная с конца «нулевых» в повседневную жизнь вошли смартфоны, в итоге мониторы и движущиеся изображения теперь повсюду, практически каждую минуту бодрствования. Это создает огромную нагрузку на органы зрения, на которые человеческий глаз просто не был рассчитан . В результате за последние десятилетия спрос на препараты для лечения синдрома сухого глаза резко вырос.

Согласно ряду исследований, в России диагноз наблюдается у 14% населения в возрасте до 40 лет и у 60% людей в возрасте от 50 лет. Ежегодно распространенность заболевания растет. Это совпадает с общемировыми тенденциями по некоторым данным синдром страдает от 5 до 34% населения в зависимости от страны и демографической группы.

Фармацевтические слёзы

Поначалу решение проблемы сухого глаза казалось очевидным: если он сухой, значит, его нужно увлажнить. Для этого использовали обычный физиологический раствор, что было не очень удобно, но главное не слишком эффективно. Увлажнение сохранялось лишь на короткое время, а влага не задерживалась в глазах. Поэтому ещё в середине XX века было создано первое специализированное средство — тот же физраствор, но с добавлением глицерина и метилцеллюлозы, то есть вязких агентов, которые дольше удерживали влагу.

Однако и у этих препаратов имелись существенные недостатки: хотя эффект и удалось продлить, он всё равно оставался слишком коротким. Кроме того, срок годности был очень небольшим —после вскрытия упаковки её можно было хранить буквально считанные дни из-за риска инфекций. В капли начали добавлять консерванты, которые решили проблему хранения, что повысило удобство использования. Но вскоре выяснилось, что консерванты часто усугубляют состояние пациентов и при длительном применении даже способны привести к серьезным повреждениям глаз.

В 1970-х годах, после появления первых подробных исследований, посвящённых синдрому сухого глаза, произошёл прорыв и в разработке препаратов. В 1975 году был представлен препарат на основе поливинилпирролидона и поливинилового спирта. Он не просто «смачивал» глаза, а стабилизировал слёзную пленку и удерживал её на поверхности глаза. Хотя эффект длился всего около полутора часов, его превосходство над предшествующей терапией было очевидно. Так сформировался новый класс офтальмологических средств, которые часто упрощённо называют «искусственные слёзы».

Со временем совершенствовались лекарственные формы, упаковка (во многом именно это позволило продлить срок годности препаратов), а также составы. Главным достижением стало то, что разработчики начали отходить от концепции простого физраствора с функциональными добавками. Слёзная пленка — это не просто жидкость, а многослойная структура со сложным составом. Для эффективного решения проблемы нужно не просто увлажнять поверхность глаза, а способствовать восстановлению слёзной плёнки, стимулировать выработку естественной слёзной жидкости. Так в арсенале медиков появились «искусственные слёзы» на основе гиалуроновой кислоты, продукты, содержащие: липиды, мукополисахариды, коллаген и другие компоненты. 

В настоящее время это очень обширный и главное быстрорастущий рынок. По информации баз данных: «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» и Аудит розничных продаж медицинских изделий в России (total sell out) аналитической компании RNC Pharma в 1-3 кв. 2025 г. в нашей стране было реализовано 17,1 млн упак. таких средств на 10,1 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). За год натуральный объём продаж вырос на 14,3% (в упак.), рублёвая динамика составляет 27,7%, сопоставимыми темпами данная товарная категория растёт уже три года подряд. Наиболее крупный игрок (17,6% от денежного объёма) —  хорватская компания «Яндран» (торговая марка Оптинол). Второе место с долей 15,2% у российской «Гротекс» (бренды: Гилан, Бивиарт, Окусалин). Замыкает тройку «Алкон» с долей 13,4% (ключевой продукт Систейн).

С подробной информацией о состоянии российского розничного рынка офтальмологических средств для снятия симптомов и лечения синдрома «сухого глаза» можно ознакомиться в нашем обзоре.

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы