Востребованность лекарственных средств растительного происхождения последовательно снижается, особенно в отношении антидепрессантов и седативных препаратов
23.10.2025
РозницаФармгруппа

Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» по итогам периода 1-3 кв. 2025 г. на розничном рынке (включая онлайн канал) было реализовано 208,1 млн упак. лекарственных препаратов растительного происхождения на сумму 44,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Денежный объём продаж препаратов в данной категории относительно аналогичного периода 2024 г. повысился на 8,3% в стоимостном выражении, но при этом сократился на 7% в упаковках. Снижение спроса на подобные средства наблюдается третий год подряд, примечательно, что денежные объёмы при этом растут. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 306,9 млн упак. препаратов растительного происхождения на сумму более 57,6 млрд руб., рублёвая динамика составила +9,6% в руб., в упак. фиксируем снижение на 4,7%. В 2023 г. была похожая картина: натуральное потребление снизилось на 6% относительно 2022 г., а рублёвый объём вырос на 1,2%.

Снижение спроса в натуральном выражении главным образом связано с сокращением востребованности антидепрессантов и седативных средств растительного происхождения. Напомним, что большинство подобных препаратов от депрессии содержало экстракт зверобоя продырявленного, в виду большого количество противопоказаний данного действующего вещества, средства на основе зверобоя были исключены из безрецептурного отпуска и с недавнего времени перестали поставляться в нашу страну. В группе седативных средств на растительной основе выраженным снижением в упак. характеризовались настойки пустырника (-16%) и пиона (-13%).

Максимальный рост денежных продаж среди препаратов растительного происхождения наблюдался у противодиарейных и антигельминтных средств — за год расходы на них увеличились в 6 раз и на 78% соответственно. Среди препаратов от диареи наиболее значимый рост фиксировался у торговой марки Энтобан от «Хербион» (рост за год в 7 раз).

Всего по итогам 1-3 кв. 2025 г. в ассортименте российской фармрозницы насчитывалось 355 торговых марок ЛП на основе лекарственных растений от 132 компаний. Примечательно, что почти половину денежного объёма рынка формируют всего три фармгруппы: диуретические, отхаркивающие и седативные средства. В текущем году лидирующую позицию среди торговых марок сохраняет Канефрон, немецкой компании «Бионорика», применяемый при урологических заболеваниях. В отчётный период он обеспечивал 12,8% денежных продаж и 3% натурального спроса в группе. На второй строчке остаётся линейка бренда Доктор Мом от «Джонсон и Джонсон», включающая пастилки, мазь и сироп от кашля. Марка формировала 3,8% в руб. и более 2,5% в упак. На третьей строчке располагается успокоительный препарат Ново-Пассит с долей 3,6%. У всех участников лидирующей тройки брендов в анализируемом периоде в стоимостном выражении отмечался существенный рост продаж, однако натуральные продажи из перечисленных марок повысились только у Ново-Пассита (+5,3%).

Только три продукта в «десятке» в анализируемом периоде характеризовались уменьшением денежных объёмов продаж, например средство лечения аденомы простаты Простамол от «Менарини» показал снижение объёма в рублях на 6%, но при этом вырос натуральный спрос на препарат (+7,3% в упак.), очевидно, компания скорректировала ценовую политику. В первой десятке уменьшение денежного объёма также зафиксировано у торговых марок Ромашки цветки и Мукалтин, производства различных компаний. Оба продукта, вероятнее всего, испытывают давление со стороны товаров-субститутов, в частности ромашка входит в огромное количество пищевых продуктов (чаёв), а Мукалтину достаточно сложно соревноваться с брендированными отхаркивающими препаратами с активной маркетинговой поддержкой.

Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов растительного происхождения по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн канал) в 1-3 кв. 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в 1–3 кв. 2025, %, руб. Динамика к 1–3 кв. 2024, %, руб.
1 КАНЕФРОН БИОНОРИКА 12,80 10
2 ДОКТОР МОМ ДЖОНСОН И ДЖОНСОН 3,82 11
3 НОВО-ПАССИТ ТЕВА 3,57 18
4 ЦИСТОН ХИМАЛАЙЯ 3,39 17
5 ПРОСТАМОЛ МЕНАРИНИ 2,85 -6
6 ХОФИТОЛ МАЙОЛИ СПИНДЛЕР 2,78 4
7 ГЕРБИОН КРКА 2,70 7
8 ТОНЗИЛГОН БИОНОРИКА 2,62 1
9 РОМАШКИ ЦВЕТКИ КРАСНОГОРСКЛЕКСРЕДСТВА + 8 компаний 2,57 -5
10 МУКАЛТИН ОБНОВЛЕНИЕ + 14 компаний 2,24 -3
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

 

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы