Офтальмологические средства для снятия симптомов и лечения синдрома «сухого глаза», характеризуются галопирующим ростом продаж в России
22.10.2025
ФармгруппаПарафармацевтика

Продажи лекарственных препаратов (ЛП) и медицинских изделий (МИ), применяющихся для снятия симптомов и лечения синдрома «сухого глаза», по итогам 1-3 кв. 2025 г. достигли 10,1 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), суммарно с начала года было реализовано более 17,1 млн упак. Прирост относительно аналогичного периода 2024 г. по информации баз данных: «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» и Аудит розничных продаж медицинских изделий в России (total sell out) аналитической компании RNC Pharma зафиксирован на уровне 27,7% в рублёвом эквиваленте и 14,3% в упаковках. Аналогичные динамические показатели фиксируется третий год подряд, в частности, по итогам 2024 г. относительно 2023 г. продажи выросли на 27% в рублях и 15,2% в упак.

На российском розничном рынке офтальмологических увлажняющих растворов доминирует продукция, зарегистрированная в качестве медизделий, по итогам 1-3 кв. 2025 г. они формируют 88% от денежного объёма рынка, остальное обеспечивают ЛП. При этом в рамках товарной категории довольно сложная система дистрибуции, доминируют, безусловно, аптеки – они реализуют 93% от денежного объёма, но данный ассортимент продаётся также в магазинах оптики, и, конечно, в онлайн, причём роль последнего последовательно растёт на протяжении последних лет, если в 2022 г. e-com обеспечивал менее 2% от денежного объёма рынка, то в 1-3 кв. 2025 г. доля канала превысила 5%.

В текущем году на российском розничном рынке было представлено 47 торговых марок соответствующих продуктов от 30 компаний производителей, абсолютный лидер с точки зрения денежного объёма продаж – линейка Оптинол от «Ядран», данный продукт формирует 17,6% розничного рынка при этом демонстрируя динамику на уровне 56% (в руб.). Вторая строчка с долей 12,5% в топе принадлежит бренду Систейн от «Алкон», марка демонстрирует динамику на уровне 17%. Третье место у торговой марки Гилан российской компании «Гротекс», доля продукта в анализируемом периоде всего на 0,1% меньше, чем у Систейн, а динамика значительно выше, на уровне 27%, так что уже к концу года скорее всего они поменяются местами. Интересно, что «Гротекс» в категории средств для снятия симптомов и лечения синдрома «сухого глаза» представляет сразу три торговых марки, а суммарно доля компании превышает 15,2% от денежного объёма продаж.

Максимальную динамику в десятке брендов демонстрировали Баларпан от «Микрохирургия глаза» (+58%) и Визомитин компании «Митотех» (+57%), оба продукта являются лекарственными препаратами и производятся в России. За пределами топа можно выделить офтальмологический увлажняющий раствор Окостилл от «Фармстандарт», продажи продукта за год выросли в 43 раза, но это новинка, продажи которой в рознице стартовали только с августа 2024 г. Минимальную динамику в ТОР-10 демонстрирует Хило-Комод от «Солко Базел», продажи бренда по сравнению с 1-3 кв. 2024 г. сократились на 7% и в категории это наиболее серьёзная потеря, физический объём продаж за год упал сразу на 260 тыс. упак.

Таб. ТОР-10 торговых марок офтальмологических средств, применяющихся для снятия симптомов и лечения синдрома «сухого глаза», по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке (включая онлайн, магазины оптики и FMCG-канал) в 1-3 кв. 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля продаж в 1-3 кв. 2025 г., руб., % Динамика к 1-3 кв. 2024 г. %, руб.
1 ОПТИНОЛ ЯДРАН 17,6 56
2 СИСТЕЙН АЛКОН 12,5 17
3 ГИЛАН ГРОТЕКС 12,4 27
4 СТИЛЛАВИТ ОФТАЛЬМ-РЕНЕССАНС 10,2 20
5 АРТЕЛАК БАУШ ХЕЛС 7,4 35
6 ХИЛО-КОМОД СОЛКО БАЗЕЛ 7,2 -7
7 БАЛАРПАН МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА 4,8 58
8 ОФТОЛИК СЕНТИСС ФАРМА 4,7 30
9 ВИЗОМИТИН МИТОТЕХ 3,1 57
10 КАТИОНОРМ САНТЭН 2,8 18
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out), Аудит розничных продаж медицинских изделий в России (total sell out)

 

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы