Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам периода январь-август 2025 г. на розничном рынке России (включая онлайн канал) было реализовано почти 10 млн упак. общетонизирующих препаратов (группа A13 по классификатору EphMRA) на сумму 4,7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, относительно аналогичного периода 2024 г. продажи данной группы лекарственных препаратов выросли на 7,1% в рублёвом выражении, в то время как натуральное потребление снизилось на 5,1%. Снижение физического объёма потребления в категории фиксируется впервые за три года, в 2024 г. показатель натуральной динамики относительно 2023 г. составлял +3,5%, а в 2023 г. по сравнению с 2022 г. продажи выросли на 5,9%. При этом рост денежных объёмов продаж в 2023-2024 гг. исчислялся двухзначными величинами. Суммарно за 2024 г. россияне приобрели почти 17,5 млн упак. общетонизирующих средств на сумму 7,8 млрд руб.
В данной группе основной объём как в денежном, так и в натуральном выражении занимают препараты с действующим веществом оксиэтиламмония метилфеноксиацетат — в отчётный период они обеспечивали 80% продаж в руб. и более 53% в упак. По итогам анализируемого периода в ритейле были зафиксированы продажи трёх торговых марок с этим МНН, однако в Госреестре фигурирует уже семь различных брендов, некоторые из них были одобрены Минздравом в текущем году. В анализируемый период ключевой торговой маркой в группе остаётся Трекрезан от компании «Гротекс». Данный препарат в известном смысле сформировал данную группу, причём колоссальную динамику продаж здесь обеспечила пандемия COVID-19. Сейчас в сегменте развернулась довольно напряжённая конкурентная борьба, два прямых аналога Трекрезана, от компаний «Рионифарм» (ТМ Трекресил) и «Усолье-Сибирский химфармзавод» (Трекрезолид) в совокупности занимают около 17% денежного объёма в категории и показывают существенный рост продаж, в отличие от лидера — Трекрезан демонстрировал снижение продаж на 3% в руб. и на 18% в упак. Бренд Трекресил стоит также отметить, как самый быстрорастущий препарат в ТОР-10, за год его реализация увеличилась вдвое.
В ТОР-10 можно выделить также французский препарат Стимол (МНН Цитруллина малат) от компании «Биокодекс», занимающий четвёртую позицию в рейтинге (доля 5,2%). За год продукт продемонстрировал внушительную динамику — порядка 43% в стоимостном и 37% в натуральном выражении.
Всего по итогам первых восьми месяцев 2025 г. в розничном сегменте российского фармрынка насчитывалось 42 бренда от 35 различных корпораций. Достаточно весомую роль здесь играют препараты растительного происхождения, на которые приходится порядка 37% натуральных продаж. К примеру, Элеутерококка экстракт (с долей рынка 2,2%) и Женьшеня настойка (1,2%) также входят в лидирующую десятку препаратов, а реализация их за год увеличилась на 3% и 10% соответственно. Для указанных продуктов ключевыми производителями были «Вифитех» и «Ивановская фармацевтическая фабрика». Надо отметить, что данные препараты испытывают серьёзное давление со стороны БАД с аналогичным составом, а также отдельных продуктов питания, которые зачастую содержат те же растительные компоненты.
Таб. ТОР-10 торговых марок общетонизирующих средств (группа A13 по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-августе 2025 г.
| № | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-августе 2025, %, руб. | Динамика к периоду январь-август 2024, %, руб. |
| 1 | ТРЕКРЕЗАН | ГРОТЕКС | 63,0 | -3 |
| 2 | ТРЕКРЕСИЛ | РИОНИФАРМ | 11,4 | 118 |
| 3 | ТРЕКРЕЗОЛИД | УСОЛЬЕ-СИБИРСКИЙ ХИМФАРМЗАВОД | 5,6 | 18 |
| 4 | СТИМОЛ | БИОКОДЕКС | 5,2 | 43 |
| 5 | ЭЛЕУТЕРОКОККА ЭКСТРАКТ | ВИФИТЕХ + 11 компаний | 2,2 | 3 |
| 6 | БЕФУНГИН | ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ + 3 компании | 2,1 | 27 |
| 7 | АЛОЭ ЭКСТРАКТ | ДАЛЬХИМФАРМ + 2 компании | 2,0 | 28 |
| 8 | КОЭНЗИМ КОМПОЗИТУМ | БИОЛОГИШЕ ХАЙЛЬМИТТЕЛЬ ХЕЕЛЬ | 1,4 | 18 |
| 9 | ЖЕНЬШЕНЯ НАСТОЙКА | ИВАНОВСКАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФАБРИКА + 8 компаний | 1,2 | 10 |
| 10 | АЛОЭ СОК | ВИФИТЕХ | 1,2 | -1 |
| Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) | ||||
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами